"Грузовая" война между Украиной и Россией, которая началась еще с января 2016г, когда РФ запретила транзит наших товаров по своей железной дороге, получила неожиданное продолжение. На прошлой неделе отечественные активисты начали блокировать российские фуры в западных регионах, а 14 февраля,российский Минтранс в отместку сделал не въездными и наши грузовики с формулировкой "до урегулирования украинской стороной ситуации с неправомерным блокированием российских грузовых автотранспортных средств на территории Украины".

Украинское правительство, которое до этого лишь наблюдало со стороны как "троллят" российских перевозчиков в нашей стране,15 февраля приняло решение о "зеркальных санкциях", поэтому "любительское" блокирование российского автотранспорта в Украине стало вполне официальным.

Читайте также:

По данным Ространснадзора, в РФ была задержана и помещена на спецстоянку 161 машина украинских перевозчиков.Относительно свободно могут перемещаться разве что фуры, идущие в Казахстан (согласно указу президента РФ от 1 января 2016 г. о транзитных автоперевозках из Украины в Казахстан).У нас "под арестом" остается не менее 100 российских грузовиков.

К концу сегодняшнего дня стало известно, что Украина начала технические консультации с Минтрансом РФ по вопросу транзитных автоперевозок между обеими странами. Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский, комментируя данный вопрос, лишь отметил, что в ближайшее время будет выработано "взвешенное решение по этой теме". Одновременно, как заявил премьер-министр Арсений Яценюк, украинская сторона проводит консультации со странами-членами Евросоюза по части выполнения Россией базовых принципов ВТО.

UBR.ua решил выяснить, как повлияет транспортный коллапс на экспортные потоки, которые проходили из России через Украину и в обратном направлении.

Россию пустят по воде

Стоит отметить, что для России изгнание с украинских дорог грозит оказаться вдвойне болезненным. С 1 февраля 2016 года из-за несогласованных квот Польша закрыла доступ на свою территорию для фур из РФ. Это заставило часть российских перевозчиков начать ездить в Европу в обход Польши — через Украину и далее в направлении Венгрии.

Директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк сообщил UBR.ua, что суммарный грузопоток из РФ в Европу за 11 месяцев 2015г составил 18 млн т. Через Беларусь и Украину в Польшу ушло 8,6 млн т,что на 19,4% больше, чем за аналогичный период 2014г. В направлении ЕС шли в основном металлургия (7-10%), продукция химической промышленности (7-10%), древесина и агропродукция (25%). Но автотранспортом перевозилось лишь около 3% грузов (это порядка 260 тыс. т, что позволило загрузить 13 тыс. фур).

Европейский импорт в Россию составил в прошлом году 9 млн т. Это на 34% меньше, чем за аналогичный период 2014 г. В РФ везли главным образом автомобили (40%), продукцию химпрома (20%) и продукты питания (15%).

"Теперь доступного маршрута по суше для российских перевозчиков не осталось", — констатирует Вовк. По информации Центра транспортных стратегий, сегодня на белорусско-литовской границе уже возникла очень напряженная ситуация. Грузовики пытаются попасть в порт Клайпеда, чтобы затем отправить груз паромом в Германию (Киль). Но ни прибалтийские порты, ни таможня не справляются с этим потоком.

Есть также вариант парома из Хельсинки в Стокгольм. Власти России заявили, что с 21 февраля откроется паромная линия Засниц-Балтийск. Переправа позволит доставлять 3 раза в неделю из Германии в Россию машины со стратегически важными грузами. Но отправка паромами удорожает стоимость перевозок на 1-1,5 тысячи евро на каждую фуру,сообщили в Центре транспортных стратегий. Эксперты добавляют, что российские автоперевозчики пытаются обойти запреты на проезд через территории Польши и Украины. Для этого они нанимают автомобили у транспортных компаний из Беларуси и стран Прибалтики (на них ограничения не распространяются).

Хорошая новость для россиян — польский запрет для них в первую очередь технический, а не политический. После того как Польша и РФ согласуют квоты, российские автомобили смогут ехать в ЕС через Беларусь и Польшу. Поэтому, блокада российских грузов Украиной может быть эффективной только до момента достижения договоренностей между Москвой и Варшавой. Если жедоговорятся раньше Москва и Киев, то российские фуры смогут идти в ЕС через Украину и Венгрию. Но этот маршрут значительно длиннее прямой дороги через Минск и Варшаву. Впрочем, не исключено, что в случае, если Киев и Варшава будут действовать в переговорах с РФ сообща, то Кремль удастся склонить к выгодным и для наших стран условиям, подытоживают эксперты.

Работой обеспечат белорусов

Непростой остается ситуация и для украинских экспортеров. Российская железная дорога для них уже закрыта (а это, по данным Вовка, примерно 1 млн. т грузов в год).С 1 января 2016 годаРФ резко ограничила транзитные перевозки из нашей страны в Казахстан, объясняя свои действия вступлением в силу ЗСТ Украина-ЕС. Грузы пустили через Беларусь, причем украинским перевозчикам оставили лишь два пункта пропуска на границе Беларуси и РФи три — на границе РФ и Казахстана. Украинские грузовики следовали по России вдвое медленнее обычного, с конвоями, что заметно удорожало перевозку.

В настоящее время Украина пытается проложить альтернативный путь в Казахстан и далее в Китай и другие страны Азии с помощью контейнерного поезда через Грузию и Азербайджан, однако пока этот вариант на несколько дней дольше и более чем 1,5 раза дороже прежнего маршрута.

"Для Украины это грозит существенной потерей рынка сбыта в странах Восточной и Средней Азии, куда традиционно экспортировалась продукция машиностроения, пищевой промышленности, трубы", — рассказывает Сергей Вовк.

По его словам, если движение украинского транспорта по территории РФ будет окончательно прекращено, альтернативой может стать транс-каспийский маршрут (так называемый Шелковый путь), который был недавно апробирован. Но он не всем подходит.

Руководитель агентства "Инфагро" (исследует молочный рынок) Василий Винтоняк говорит, что для сыроделов и производителей цельномолочной продукции он не годится по срокам, так как доставка товара занимает около месяца. "Этот вариант может рассматриваться разве что производителями сухого молока и масла", —сказал он UBR.ua.

Если же станут недоступными еще и перевозки автотранспортом, молочникам можно забыть о весьма емких и перспективных рынках постсоветского пространства, в частности, казахском (в прошлом году эта страна стала крупнейшим покупателем украинского сыра— объемы поставок превысили 3 тыс. т).

Еще один вариант: нужно будет двигаться автотранспортом через паромные переправы в Грузию и далее— к точке назначения. "Авиатранспортом возить что-либо крайне дорого. Наиболее вероятный сценарий, по которому пойдут экспортеры—заказывать доставку перевозчикам из других стран, к примеру, Беларуси.Но сделать это будет непросто, так как у соседей попросту может не хватить грузового автопарка", — поясняет Сергей Вовк.

Но все же, как считает первый вице-президент УСПП Сергей Прохоров, Украиненужно попытаться договориться с западными партнерами и РФ."Чтобы не подвести наших друзей в Европе. Ведь транзитные грузы из России нередко идут в адрес европейских потребителей и блокирование этих грузов наносит ущерб не только РФ", — подытоживает он.

 

 

Теги: украина россия грузоперевозки транзит транспортная война белорусы
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 1962
Загрузка...
Загрузка...