В Украине хотят поменять правила взимания авиационных сборов с перевозчиков. Госавиаслужба разместила на своем сайте проект изменений в соответствующее постановление Кабмина.

Эксперты не сомневаются: эти изменения давно назрели, ведь последний раз корректировки в порядок работы авиационного спецфонда вносились еще в 2000 г, а с тех пор многое в стране, в том числе, и законодательное поле, существенно изменилось.

Разложили по полочкам

"С момента введения авиационных сборов отсутствует порядок их начисления, периодичность и сроки уплаты. Авиационные сборы не вписаны в Налоговый кодекс как обязательные платежи. Все это время Госавиаслужба на свое усмотрение начисляла сборы, что собственно и породило многочисленные споры о законности таких действий. У перевозчиков, которым регулятор выставляет счета на оплату авиационных сборов, появились вполне логичные вопросы — почему налог начисляется каждый месяц, а не раз в квартал или год; в какие сроки нужно уплачивать сборы, и насколько они вообще законны", — перечислил UBR.ua юрист "ECOVIS Бондарь и Бондарь" Сергей Дзюбенко. 

В частности, нерешенность вопроса, когда и по какому курсу надо оплачивать сборы с пассажиров и грузов привела к судебным тяжбам МАУ и Госавиаслужбы. МАУ перестала платить сборы в середине 2014 г., когда на фоне падения гривны Госавиаслужба насчитала сборы за весь месяц по итоговому курсу, который в полтора раза превышал курс на начало месяца. На начало июня задолженность МАУ перед Спецфондом составляет уже 180 млн. 

"В новой редакции правил Госавиаслужба урегулировала все неточности, которые вызывали критику со стороны авиакомпаний. В частности, в документе четко прописан порядок выставления счетов, зафиксированы сроки оплаты, обменный курс и другие процедурные моменты", — отметил UBR.ua эксперт Офиса эффективного регулирования BRDO Сергей Хижняк. 

Партнер ЮФ "Анте" Андрей Гук считает, что все больные вопросы, выявленные МАУ, в проекте решены. 

"Порядок прописан четко: по итогам месяца от авиакомпании получают отчет о перевезенных за месяц пассажирах и грузе, Госавиаслужба выставляет на основе этих данных счет-фактуру, причем по курсу НБУ на день его выписки. Порядок будет принят постановлением Кабмина. Как видим, все требования, озвученные ранее МАУ, выполнены", — считает юрист. 

Поэтому проблем с оплатой будущих счетов он не видит, однако уверен, что суды по существующей задолженности будут продолжаться.

С тем, что Госавиаслужба признала часть аргументов перевозчиков и данными изменения пытается устранить законодательные пробелы в схеме уплаты авиационных сборов, согласен и юрист "ECOVIS Бондарь и Бондарь" (представляет интересы МАУ) Сергей Дзюбенко. 

Однако он задается вопросом, получат ли предложенные Госавислужбой изменения позитивное заключение правовой экспертизы Министерства юстиции. 

"Конституция Украины однозначно предусматривает, что налоги и сборы должны устанавливаться исключительно законом. Конституционный Суд Украины неоднократно разъяснял, что законом должны быть установлены и все обязательные элементы налога/сбора, такие как размер, периодичность начисления, сроки уплаты и т.д.  В этих же разъяснениях указано, что принятие закона — исключительное полномочие ВР, которое не может делегироваться другим органам власти, в том числе и Кабмину. Также, непонятно почему Госавиаслужба игнорирует предписание статьи 4 Налогового кодекса, где сказано, что сборы и налоги, не предусмотренные этим кодексом, не подлежат уплате", — напоминает Дзюбенко.

Юрист убежден, что для урегулирования авиационных сборов должны быть внесены изменения в Налоговый кодекс, а не в правительственное постановление от 1993 г.  

"Но Госавиаслужба даже не предпринимает попыток узаконить авиационные сборы путем внесения изменений в НКУ. Ведь тогда появятся вполне закономерные вопросы — за что пассажиры и грузоперевозчики должны платить авиационные сборы; как это влияет на цену, доступность и развитие авиационных перевозок и др. Очевидно, что Госавиаслужба не имеет ответов на них и по инерции пытается сохранить авиационные сборы, которые вводились с целью развития авиации в переходной период еще в далеком 1993 г.", — говорит Дзюбенко.

Куда идут деньги из спецфонда?

Как и прежде авиационный спецфонд наполняется за счет административных услуг, которые предоставляет Госавиаслужба. Кроме сборов с пассажиров и грузов это, например, выдача сертификатов авиакомпаниями, допусков к перевозке пассажиров и груза. А средства тратятся на обеспечение деятельности Госавиаслужбы, членские взносы в международные авиационные организации, проведение переговоров и заключение договоров о международном авиасообщении и т.д.

"Непонятно, почему за счет спецфонда финансируется деятельность только Госавиаслужбы. Ведь согласно Воздушному кодексу, отраслевым регулятором является также Министерство инфраструктуры. Было бы справедливым, если бы это ведомство также имело доступ к средствам. Ведь именно оно должно формировать политику развития отрасли", — считает Сергей Хижняк.

Следует отметить, что государственные целевые сборы распространены во всем мире. В нынешнем проекте заложены цифры в $2 за пассажира международных рейсов и $0,5 — внутренних. 

"За границей сборы, как правило, составляют от 10 до 70 евро с пассажира в зависимости от стоимости авиабилета и дальности полета. Это наиболее справедливый механизм финансирования госрасходов. Ведь авиационным транспортом пользуются только около 2% граждан Украины, они и финансируют регулятора через госсбор. Иначе приходится платить всем налогоплательщикам, в том числе и тем, кто авиационным транспортом не пользуется вовсе", — подчеркивает Хижняк.

Эксперты предполагают, что после общественного обсуждения предложенных изменений проект все же будет принят. 

"Осенью, надеюсь, мы будем иметь новые правила", — отметил Гук.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: транспорт авиация авиа сборы
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 2123