Борьба налоговиков с серым рынком автомобильного дизтоплива обернулась полноценным кризисом на рынке авиаперевозок. 29 января из-за проблем с заправкой своих самолетов крупнейшая авиакомпания Украины МАУ задержала на 1-2 часа 22 рейса. Вылететь из Борисполя вовремя не смогли около 3 тыс. пассажиров, подсчитали у авиаторов. И хотя у других компаний сложностей с заправкой суден пока не возникало, перевозчики признаются: смогут ли вылететь завтра – они не знают.

В чем проблема

Дело в том, что в конце года, принимая бюджет и изменения в налоговый кодекс, правительство протащило через парламент малозаметное изменение: оставило льготный акциз на импорт в страну авиакеросина только для тех поставщиков, кто сможет доказать целевое использование топлива. Для остальных акциз увеличили в 10 раз – до €210 за тысячу литров.

Бадяжный дизель: украинские водители рискуют нарваться на дорогостоящий ремонт

Чтобы отличить честных авиазаправщиков от тех, кто смешивает керосин с дизелем и продает автолюбителям в розницу, чиновники предложили использовать налоговые вексели. Их с 1 января выписывают на сумму разницы между налогом по льготной и базовой ставкам. Если импортер докажет налоговой, что топливо попало в крыло лайнера конкретной компании, налоговый «депозит» ему вернут. В противном случае придется заплатить по полной.

Загвоздка в том, говорят эксперты, что принятые впопыхах изменения никто не тестировал. В итоге до 15 января по новой схеме не растаможили ни одного грамма авиакеросина.

«У нас так всегда: что-то придумывают, но забывают посоветоваться с бизнесом. Очень много нюансов просто выпало из поля зрения чиновников. В результате возникли проблемы с самими векселями и их дальнейшим погашением. К примеру, ни налоговики, ни поставщики не знали, что делать с завезенным и заправленным 1 января топливом - ведь это выходной. Выписать вексель некому, а продавать без него нельзя. Некоторые импортеры были вынуждены заплатить акциз по полной ставке», - рассказал UBR.ua эксперт топливного рынка Сергей Куюн.

Набить шишки

Только сейчас, говорит он, стартовавшие еще в начале года процедуры подходят к логическому завершению. На днях поставщики ожидают погашения первых векселей. Все потому, что ни сами чиновники, ни участники рынка толком не понимают, как должна работать процедура.

Транзит бензинов и дизтоплива через Украину сократился в 9 раз

«Пока поставщики выявят проблему, пока дойдут до профильной ассоциации, та обратится в ГФС, а налоговики дадут разъяснение проходит немало времени. И таких «шишек» нужно набить десятки», - добавляет Куюн.

Впрочем, трагедии в сложившейся ситуации участники рынка не видят. Говорят, что в ближайшее время ситуация выровняется – как только будет погашен первый вексель, процесс значительно ускорится. И вспоминают о рекордных поставках авиакеросина в декабре.

«Если бы не они, на авиарынке вполне мог бы случиться кризис. Но, к счастью, сформированных запасов с головой хватило для беспроблемной заправки самолетов в январе», - резюмировал Куюн.

Следует отметить, что на пустые баки никто кроме МАУ в последнее время не жаловался. В пресс-службе авиакомпании SkyUp UBR.ua заверили, что все лайнеры компании заправлены и вылетают вовремя. Правда, обслуживается она в аэропорту «Киев» (Жуляны), а не в Борисполе.

Что дальше

И все же, сколько бы не успокаивали украинских путешественников эксперты, проблема с заправкой самолетов существует. Более того, ни одна из компаний не уверена, что в ближайшие дни их пассажиры не столкнуться с аналогичными МАУ трудностями.

Украина начала покупать авиатопливо в Индии

«Это глобальная проблема всего рынка, а не конкретной компании. Ситуация очень нервозная – все ждут скорого решения проблемы», - признались нам в авиакомпании, пожелавшей остаться неназванной.

В свою очередь эксперты говорят, что чиновникам стоило бы повнимательнее относится к таким чувствительным отраслям, как энергетика, транспорт и топливо. А перед тем, как запускать новации, консультироваться с бизнесом и тестировать их в переходном периоде.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: мау самолеты топливо гфи налоговая налговый кодекс задержки рейсов борт самолёт авиатопливо вексель вылет
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 1041
Загрузка...
Загрузка...