Чиновники не знают, каким образом реформировать Государственную архитектурно-строительную инспекцию (ГАСИ). Ведомство, должное выдавать разрешение на строительство и контролировать соблюдение его норм, не выполняет своих функциональных обязательств, погрязло в коррупции и, если судить по риторике игроков рынка и вышестоящих чиновников, мешает во всех случаев, к которым имеет какое-либо отношение.

Попытки его переформатировать, проводимые при каждом правительстве, ни к чему не приводят, что побудило начать обсуждение возможности его окончательной ликвидации. Однако, если для дорожной сферы, считают ее представители, это оправданно, то дерегуляция рынка недвижимости, которая произойдет в случае устранения ГАСИ, приведет к окончательному падению качества застройки.

Подрядчикам разрешили строить дороги без разрешения ГАСИ

Министерство взяток и тормоз дорожного строительства

Одна из наиболее амбициозных задач украинского правительства – "сшить" страну, отремонтировав более 6 тыс. км. автомобильных дорог государственного и областного значения. На это Кабмин планирует потратить 86,5 млрд грн. Согласно солидарной позиции чиновников и участников рынка, одно из главных препятствий для реализации задачи национальной важности –регулярное и часто намеренное затягивание коррумпированной ГАСИ утверждение начала строительства.

Цифрами привел подтверждение данного тезиса глава Мининфраструктуры Владислав Криклий: за 2 месяца власти смогли отстроить 134 км. дороги Мариуполь-Запорожье, в то время как в среднем 4 месяца уходит у ГАСИ, только чтобы рассмотреть и одобрить проект строительства.

Заявки на постройку отдельных дорог отправлялись госорганом на доработку из-за не там поставленной запятой либо из-за неточности в формулировке. ГАСИ, приводил пример советник премьер-министра по инфраструктурным проектам Юрий Голик, отказал в выдаче разрешения на ремонт одного из участков трассы Днепр-Решетиловка из-за того, что в поданных документах вид работ указывался как "строительство" вместо требуемого определения "новое строительство".

В конце января правительство решило поставить точку чиновничьему крючкотворству. За недвусмысленными заявлениями Гончарука о том, что "ГАСИ морочит голову" и рискует добиться лишения ряда своих полномочий либо полной ликвидации, если будет и в дальнейшем саботировать нацпроекты, последовали реальные действия.

5 февраля дошло до обещанного сокращения обязанностей инспекционной службы – в качестве эксперимента до 2022 года подрядчики дорожного строительства могут более не ждать ответа от ГАСИ, лишь уведомляя инспекцию о факте начала проведения капитальных ремонтных работ.

Правительство приняло Дорожную стратегию-2020. Какие дороги отремонтируют первыми

Поддержал инициативу убрать бюрократическое препятствие в виде ГАСИ в сфере автодорожного строительства и бывший замминистра инфраструктуры Александр Кава.

"Это абсолютно правильное решение, поскольку инспекция работает крайне неэффективно. Зачастую проекты по капитальному ремонту строительства дорог из-за коррупционных процедур в ГАСИ затягивались на несколько месяцев. А, учитывая, что сезон строительства дорог довольно короткий – всего лишь с апреля по октябрь, – то проволочка даже на два-три месяца уже существенно сбивает срок выполнения задачи", – рассказал о влиянии ГАСИ на дорожное строительство Александр Кава.

Не выразила сопротивления отстранению от обязанностей по контролю дорожных работ и новоназначенная исполняющая обязанности главы ГАСИ Елена Костенко, правда, акцентировав внимание на том, что вслед за этим решением на подрядчика ложится дополнительная ответственность по соблюдению качества работ – они должны выполняться только с привлечением независимого инженера-консультанта и при страховании дороги на период строительства и гарантийного срока эксплуатации.

Без надзора ГАСИ дороги развалятся?

В комментарии UBR.ua Юрий Голик не дал однозначного ответа, возможна ли полная ликвидация госинспекции хотя бы для сферы дорожного строительства, отметив, что в нынешнем виде ГАСИ лишь затягивает процесс его утверждения, который нужно сокращать.

"ГАСИ сейчас – это огромное количество ненужных процедур. Я бы каждую процедуру рассматривал отдельно как процесс и его влияние на скорость и качество строительства. При чем делал бы это вместе с участниками рынка", – рассказывает Голик. В то же время возложенные на госорган функции контроля, который "однозначно должен вестись за любым строительством", ГАСИ все равно не обеспечивает.

"Как наличие ГАСИ в своем существующем виде мешало недобросовестным строителям ранее? Разрешение на начало строительства работ – это не про контроль. Это про лишнее разрешение. По всем некачественно выполненным работам разрешение ГАСИ было", – объяснил советник премьера.

Укравтодор запланировал на год строительство девяти объездных дорог

Другие эксперты, опрошенные UBR.ua, выразили более резкую позицию. По мнению экс-замминистра Кавы, "ГАСИ – абсолютно лишний в структуре контроля качества автодорожного строительства госорган", а, как выразился руководитель направления "транспорт" Офиса эффективного регулирования BRDO Владислав Притоманов, "ГАСИ должна быть ликвидирована, как Карфаген".

"Затягивание выдачи разрешений приводит к сокращению сроков работ и, как следствие, к ошибкам и снижению качества, а взяточничество этого органа – уже притча во языцех. Если подвести условный баланс влияния ГАСИ на качество и безопасность, то я бы сказал, что они снижают качество работ и безопасности объектов. Для примера, ГАСИ считает строительство любой дороги, таким же опасным строительством, как и атомной электростанции", – приводит свои оценки Притоманов.

Между тем, и без госинспекции существующих способов контроля качества строительства дорог – как административных, так и рыночных, – более чем достаточно.

"В структуре Укравтодора давно существует и работает собственное ведомство по контролю качества, которое, если не лучше, то точно не хуже ГАСИ. В текущей парадигме рынка, с повышением конкуренции, нету необходимости, как в СССР, стоять за плечом подрядчика и проверять каждое его действие. Качественное строительство – это требование рынка. Если ты сегодня сделаешь плохо, то завтра тебе не дадут подряд. Даже в случае умысла, есть страхование, которое покроет убытки", – рассказывает Владислав Притоманов.

Не последнюю роль в процессе контроля играют ставшие обязательными для подрядчиков, не желающих дожидаться решения ГАСИ, инженеры-консультанты, а также упомянутое участие в проекте страховых компаний.

Однако Притоманов отмечает, что, если страхование строительства и гарантийного срока дороги, обязательная процедура в мировой практике, – в противном случае "обязанность устранения дефектов всё равно остаётся на подрядчике, но вероятность исполнения им таких работ низкая, а сроки всегда очень длинные", – то привлечение независимых инженеров-консультантов оправданно только при большой стоимости строительных работ и высоком риске небезопасной эксплуатации – причина в дороговизне их услуг.

"Но в долгосрочном горизонте привлечение консультанта экономит не менее 15% от суммы проекта. В условиях Украины – в разы больше. Например, заявленный проектный срок эксплуатации дороги 20 лет. В наших условиях, исходя из опыта, она развалится через 5-7 лет. Консультант может исправить это: он будет до капитального периода следить за условиями эксплуатации. Только благодаря качеству независимого надзора мы экономим 100-200%", – подтвердил эксперт высказывание Владислава Криклия о выгодности независимых специалистов, между тем добавив, что в украинских реалиях это пока не рабочая модель.

"Сложно представить, что кто-то будет подсчитывать экономию на таком горизонте планирования, но это нормальная мировая практика к которой мы должны прийти. И идём", – подытоживает Притоманов.

На рынке недвижимости хаос, но коррупция – производная другой проблемы

В то время, как эксперты в инфраструктурной отрасли солидарно поддержали устранения ГАСИ, участники рынка недвижимости настаивают на необходимости найти замену контролирующему госоргану. Так, источник UBR.ua, отказавшийся критиковать ГАСИ публично в ожидании грядущих проверок, надеется на удачное реформирование отрасли с помощью внедрения Единого электронной системы строительства.

"Очевидно, что в скором времени ГАСИ, как органа с определенными полномочиями по реализации градостроительной политики, не будет. Но что будет вместо него в аспекте контроля, пока не ясно. Мне кажется, что такую реформу следовало бы провести на основе Единой электронной системы. Электронная система подразумевает, что все согласовательные процессы будут происходить в кратчайшие сроки при минимальном вмешательстве чиновников. Кроме этого, разработчики Системы также попытаются учесть в ней необходимые для рынка функции контроля за строительством и соблюдением застройщиками государственных строительных норм", – говорит источник UBR.ua на рынке недвижимости.

"Если удастся совершить кардинальные изменения в системе разрешительной документации и контроля, то вполне резонно, что институт «смотрящих» может исчезнуть, как явление. Однако коррупция в строительстве останется из-за коллизий с генпланом Киева и отсутствия единого реестра покупателей. Кроме того, до сих пор не прописана законодательная защита прав инвестора", – поясняет, в свою очередь, Татьяна Шульга-Забельская, управляющий партнер объединения девелоперов недвижимости, отмечая, что ныне, по разным оценкам, коррупционные траты застройщиков составляют $500-700 млн. ежегодно, что вынуждает их закладывать в стоимость жилья лишние $50-150 на м2.

Другое мнение о перспективах реформирование ГАСИ высказал в комментарии UBR.ua эксперт рынка недвижимости Евгений Полунов. Он считает, что главная проблема госоргана не в самой коррупции, а в отсутствии четкого алгоритма утверждения строительства. Именно непродуманный механизм допускает возможность для злоупотреблений, но устранение госинспекции введет отрасль в еще больший хаос.

Аренда жилой недвижимости в Киеве за год подорожала на 20%. Какие цены ждать в 2020-м

"Если ГАСИ полностью исключить из процедуры, то практически любое здание можно будет строить без разрешительных документов, а любой уже построенный незаконный объект – окончательно легализовать. Говорить о каком-либо качестве строительства в таких условиях не приходится", – предупреждает Полунов.

"Сейчас создана абсолютно дезорганизованная система оформления разрешительной документации на застройку. Объекты никто не сверяет с градостроительными нормами и ограничениями, которые прописывает город. Их утверждают лишь на основании соответствия ГСН. Но уже на этапе завершения строительства всплывают нарушения изначальных норм городского проектирования – по высотности, по плотности застройки, по удаленности от школ. В итоге, строительство либо замораживается, либо застройщик несет деньги в ГАСИ и решает проблему", – пояснил происхождение коррупционных рисков и причину появления скандальных долгостроев Полунов.

По его мнению, исправит ситуацию только "зарегулированность" отрасли – чтобы сама система утверждения проектов и алгоритм действий не допускали разночтений. В то же время, происходящий вокруг ГАСИ хаос и разговоры о ее роспуске, в первую очередь выгодны коррупционерам.

"Дерегуляция строительства в Украине, которая происходит последние годы, стоит на службе у достаточно грамотных коррумпированных бизнесменов. Чиновники, которые сейчас "помогают" усовершенствовать отрасль, в том числе разрабатывая Электронную систему, они отлично понимают тонкости, нюансы и разночтения, которые вносят в эти порядки", – считает Евгений Полунов.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: дороги гаси строительство дерегуляция кабмин подрядчики
Просмотров: 6505