В авиакомпании SkyUp заговорили о возможном банкротстве из-за карантинных ограничений на перелеты по миру и упавшего на этом фоне пассажиропотоке.  

Из-за пандемии украинский авиаперевозчик терпит убытки на десятки миллионов долларов и руководство компании отмечает, что без господдержки у них могут быть большие проблемы.

"В прошлом году мы заплатили 200 млн грн налогов и сборов. В этом году должны были заплатить 400 млн грн. Вместо этого нам грозит банкротство, а государству – минус 100 млн грн из-за того, что все наши 1 300 высокооплачиваемых специалистов станут на биржу труда", – рассказал в одном из своих интервью совладелец SkyUp Airlines Александр Альба.

Украинцы стали в два раза меньше бронировать авиабилеты

Что будет с Join Up!

Александр Альба также является совладельцем туроператора Join Up! Тут убытки от пандемии пока не подсчитывали, хотя и отмечают сильное падение объемов продаж. Вместе с тем, клиентов успокаивают – угрозы банкротства оператора нет.

"Точные цифры получим в начале 2021 года. Можем говорить о значительном падении продаж, при этом в туристической индустрии меньше рисков и конкуренции, чем в авиации, поэтому угрозы банкротства нет", – рассказала UBR.ua руководитель отдела PR-отдела Join Up! Ольга Ткаченко.

Она также добавила, что совладелец компании в своем интервью обратил внимание государства на авиационную отрасль в Украине, так как SkyUp вынужден конкурировать с иностранными авиакомпаниями, которые получили огромные суммы государственной поддержки.

"Их они успешно тратят на то, чтобы закрепиться на украинском рынке и "выдавить" национальных перевозчиков", – говорит Ольга Ткаченко.

Что происходит в авиации

Статистика по авиации, действительно, неутешительна, говорят эксперты. Падение на рынке пассажирских перевозок Украины составило более 50% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. И пока нет оснований говорить об ослаблении Евросоюзом и другими странами коронавирусных ограничений и открытии границ, что могло бы оживить отрасль.

Несколько в более благоприятной ситуации оказалась перевозчики в крупных континентальных державах – США, России, Китае. Их выручают внутренние перевозки.

Из Укрнафты и Нафтогаза хотят взять 5 млрд грн на "авиакомпанию Зеленского"

Некоторые иностранные перевозчики заручились финансовой поддержкой своих государств и теперь агрессивно выдавливают конкурентов из оставшихся рынков.

"Украинские перевозчики пока не договорились с правительством о каких-либо дотациях. Поэтому прекращение перелетов некоторыми украинскими авиакомпаниями выглядят достаточно реальной перспективой", – отметил в беседе с UBR.ua глава авиационного сектора юридической фирмы Kinstellar Алексей Бурчевский.

В то же время, 28 сентября завершился введенный правительством 30-дневный срок ограничения въезда иностранцев в Украину. В случае, если не будет принято новых ограничительных мер, иностранцы смогут посещать нашу страну с соблюдением тех же правил, которые установлены для возвращающихся из-за рубежа украинцев.

"Насколько это оживит украинский рынок авиаперевозок трудно сказать. Анализ зарубежного опыта свидетельствует, что вряд ли национальные перевозчики смогут справиться с кризисом в одиночку, без финансовой поддержки государства или реструктуризации долгов кредиторами", – подметила в разговоре с UBR.ua член Ассоциации юристов Украины, руководитель практики банкротства Юридической группы LCF Елена Волянская.

Аналогичная ситуация сложилась для отрасли во всем мире. Государственную поддержку получили далеко не все авиакомпании, в большинстве случаев были дотированы крупные национальные авиаперевозчики.

Вошли в пике

Падение авиаперевозок было неоднородным в разных регионах. Эксперты сходятся во мнении, что по итогам 2020 года перевозки упадут на 60-70 % по сравнению с 2019-м.

Сократив персонал и отсрочив лизинговые платежи по самолетам, авиакомпании могут продержаться в полузамороженном состоянии достаточно долго. Но со временем инвесторы начнут терять к ним интерес и выводить деньги в другие сферы экономики.

"С точки зрения статистики, ситуация улучшается. Падение уже не 70-90%, а "всего" 55-60%. Но это все равно падение и его без поддержки не переживут многие. Вопрос вмешается ли государство в эту ситуацию или кто-то из инвесторов – пока все поставили на паузу. Власти отмалчиваются", – говорит аналитик компании "Евро-патруль" (занимается исследованиями транспортных рынков) Вячеслав Коновалов.

Пассажиропоток МАУ сократился почти на 75%

В любом случае, основные мировые державы не дадут полностью умереть своим флагманским перевозчикам, независимо от ситуации с Covid, считают эксперты.

"Ожидать исчезновения таких гигантов, как Lufthansa или Air France не стоит", – уверен Алексей Бурчевский.

Реален ли риск банкротства SkyUp

По мнению юристов, риски банкротства SkyUp действительно высоки. Более того, достаточно вероятно, что и упомянутая компания и другие в этой сфере уже имеют признаки неплатежеспособности.

В таком случае, эти компании и их топ-менеджмент уже несут определенные риски из-за того, что они самостоятельно не подали в суд заявление об открытии производства по делу о банкротстве.

Согласно Кодексу Украины по процедурам банкротства, руководитель должника обязан в месячный срок с момента выявления признаков неплатежеспособности обратиться в суд с заявлением о банкротстве.

"Если такая обязанность не выполнена, то на руководителя должника может быть возложена солидарная ответственность по непогашенным требованиям должника", – заметил в разговоре с UBR.ua член Ассоциации юристов Украины, партнер Аrio Law Firm Юлиан Хорунжий.

Как восстановить платежеспособность

Ценой поддержки в большинстве случаев в других странах было приобретение государством доли в акционерном капитале авиакомпании.

Например, Deutsche Lufthansa AG, 20% акций которой перешли в собственность государственного Фонда экономической стабильности (WSF). В то же время ряд зарубежных региональных или бюджетных авиакомпаний не пережили 2020.

Известный европейский лоукостер подготовился к выходу на украинский рынок

О банкротстве обьявили вторая по величине авиакомпания Австралии Virgin Australia, английская компания Flybe, итальянская Air Italy, немецкие Germanwings и German Airways, шведская BRA, ряд южноамериканских компаний и региональных компаний США.

Часть из этих компаний объявили процедуры банкротства добровольно, для реструктуризации долгов, и перейдя под внешнее управление.

Такой режим предполагает восстановление платежеспособности и не означает ликвидации компании, оставляя для нее шанс возобновить работу.

"Если говорить о национальной процедуре банкротства и будущем компании SkyUp, то, к сожалению, опыт показывает, как сложно восстановиться и финансово и репутационно компании, объявившей о банкротстве. Успешные кейсы санации после начала процедуры банкротства в Украине можно пересчитать на пальцах одной руки. Хотя в части процедур банкротства собственникам удается вернуться в бизнес, избавившись от долгов. Но отрасль авиаперевозок очень чувствительна к репутационным потерям", – заметила нам Елена Волянская.

Как вариант, компания может рассмотреть вариант введения режима досудебной санации без открытия дела о банкротстве, говорят юристы. Это позволит воспользоваться мораторием на погашение долгов кредиторам, реструктуризировать и даже списать долги, в т.ч. налоговую задолженность, и восстановить работу при наличии у предприятия запаса финансовой прочности.

"Кредиторам компании следует взвешенно оценить перспективы погашения задолженности путем реструктуризации долгов, ведь средний процент погашения долга по итогам банкротства в Украине составляет всего 9 центов с доллара", – добавила Елена Волянская.

"Самый сложный квартал в 35-летней истории". Ryanair отчитался об убытках

Риски банкротства

Открытие производства по делу о банкротстве в отношении такого авиаперевозчика, учитывая, что в этой сфере репутация – если не все, то очень многое, может привести к катастрофическому уменьшению доли рынка, считают эксперты.

Клиенты однозначно будут относиться очень настороженно к возможности приобретения перелетов у компаний, находящихся в процессе банкротства.

"Сам по себе факт открытия производства по делу о банкротстве может привести полное банкротство компании. Это, в свою очередь (учитывая, что значительная часть флота находится в лизинге) фактически сделает невозможным любое достойное погашения требований кредиторов, в том числе и государственных. Поэтому банкротство компании невыгодно никому – ни владельцам компании, ни государству, ни пассажирам", – считает Юлиан Хорунжий.

Учитывая данные обстоятельства, риск банкротства компании и публичное обсуждение этого вопроса является определенным рычагом воздействия как на государство (с целью внедрения финансовой поддержки если не отрасли в целом, то хотя бы адресной), так и на других кредиторов для получения максимально выгодных условий реструктуризации долга.

SkyUp приостановила продажу части билетов: какие международные рейсы отменены

Кто займет место, если SkyUp уйдет

Авиакомпания постоянно наращивает свою долю на украинском рынке, позиционируя себя как лоукост-перевозчика. Однако нужно понимать, что в украинских реалиях разница между лоу-кост и традиционными авиакомпаниями не слишком велика. Та же МАУ уже давно ввела у себя некоторые элементы бизнес-модели лоукоста.

"Если SkyUp все же уйдет, я думаю, что его назначения довольно быстро перераспределят между собой остальные участники рынка. Можно ожидать активизации той же самой Розы Ветров. На европейских направлениях больше станут летать иностранцы. Также, возможен заход на рынок очередной "дочки" одной из иностранных авиакомпаний (в Украине уже работали дочерние структуры Wizz Air и Atlas Global)", – считает Алексей Бурчевский.

Wizz Air уволил тысячу сотрудников, а оставшимся урежет зарплаты

Вернут ли уплаченные деньги

В случае объявления банкротства авиакомпании пассажирам обычно очень тяжело вернуть деньги, уплаченные за перелет.

В случае с европейскими перевозчиками – выплаты часто растягиваются на годы. А в случае с украинскими – деньги и вовсе часто пропадают. Ведь в приоритете находятся долги по выплатам налогов и заработной платы, их и взыскивают в первую очередь.

"Долги перед пассажирами, к сожалению, не в приоритете. Но все зависит от собственников авиакомпании", – резюмировал Алексей Бурчевский.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: SkyUp Airlines SkyUp авиакомпании бюджетные авиакомпании украинские авиакомпании лоукосты лоукостеры JoinUp! туризм
Просмотров: 7121