Власти Германии и Турции на наивысшем уровне обсуждают вопрос объединения своих ведущих авиакомпаний. Что заставило Lufthansa и Turkish Airlines говорить о слиянии и как это может изменить расстановку сил в мировой авиаиндустрии.

По материалам centreforaviation.com, перевод Екатерина Гребеник 

Канцлер Германии Ангела Меркель не стала сидеть сложа руки и наблюдать, как Lufthansa терпит поражение в шахматной партии на поле меняющихся условий глобального авиарынка. Вместо этого она решила переместить несколько пешек, сведя вместе двух игроков.

 Европейцы назвали самую нелюбимую авиакомпанию

Интрига весьма занимательна, ведь один из них является крупнейшей авиакомпанией в Европе, а второй – самой быстрорастущей европейской авиакомпанией. Партнерство с Turkish Airlines может стать для Lufthansa тем решением, которое ей так необходимо в условиях падения доходов и нарастающей угрозы на "родных" для нее рынках со стороны сильных авиакомпаний Ближнего Востока.

Ответ арабской экспансии

Как сообщил премьер-министр Турции Тайип Эрдоган во время своей речи для правящей парламентской партии 3 ноября, он согласился на предложение фрау Меркель о создании совместного предприятия на базе двух компаний. Похоже на то, что идея тесного сотрудничества Lufthansa и Turkish Airlines действительно  исходит от одной из наиболее влиятельных политических фигур Европы – немецкого канцлера Ангелы Меркель. "В ходе моего визита в Германию Меркель сделала это предложение: давайте передадим Lufthansa и Turkish Airlines в совместное управление. Я сказал: хорошо. Теперь это один из проектов, которые мы изучаем. Думаю, мы можем предпринять это шаг совместно с Turkish Airlines и Lufthansa, и с волей Божьей мы сделаем это", - так процитировало агентство Reuters слова турецкого премьера, обращенные к парламенту.

Новость о возможном партнерстве Lufthansa и Turkish Airlines оказалась почти шокирующей для рынка, однако пока официально о грядущей сделке объявлено не было. Но если это правда, то на фоне такого события сближение арабской Etihad Airways и альянса OneWorld (возглавляемого объединившимися в холдинг British Airways и Iberia), а также недавнее код-шеринговое соглашение между Air France-KLM и Airberlin, на которое второй по величине перевозчик Германии пошел под давлением своего главного акционера – той же Etihad -  покажутся просто детскими забавами.

Объединение Lufthansa Group с Turkish Airlines приведет к созданию второго по величине авиаперевозчика после Delta Air Lines по показателю перевозочных мощностей. Такой альянс наверняка не обойдет стороной интересы авиаперевозчиков Персидского залива, которые все ожесточеннее прорываются на европейский рынок, а также может спровоцировать дальнейшие корпоративные сделки внутри ЕС, где Lufthansa является ведущим игроком.

Lufthansa никогда не стеснялась критиковать экспансию авиакомпаний Персидского залива в Европу, а также выступать против выдачи им назначений на полеты на общих основаниях. Основным аргументом было то, что арабские авиакомпании в значительной мере субсидируются своими правительствами, следовательно, не могут претендовать на вхождение на европейский рынок на симметричных условиях.

В октябре этого года, когда было объявлено об альянсах между Oneworld /Qatar и Etihad-Air France/airberlin, стало понятно: без партнера на этой глобальной танцплощадке мирового авиарынка остается лишь одна европейская авиакомпания – Lufthansa. Другими словами, она осталась единственным европейским оператором, не принимающим участие ни в каких партнерских соглашениях с ключевыми перевозчиками Ближнего Востока. Как глава альянса Star Alliance, Lufthansa заняла видное место среди сетевых перевозчиков, консолидировав вокруг себя множество партнерских и "спутниковых" авиакомпаний. Сопротивление  экспансии операторов залива на свою территорию стало для немецкой группы почти идеей фикс в последние годы. Но теперь эта идея, как уже могут увидеть многие, грозит вывести ее из игры по мере того, как новые мощные субъекты выстраиваются в очередь за кусочком европейского авиационного пирога.

Еtihad Airways "обхаживала" Lufthansa еще в 2010 году (тогда шла речь о вхождении арабского перевозчика в Star Alliance). Однако высшее руководство немецкой компании не поддалось искушению изменить курс , предпочитая и дальше полагаться на свои сильные позиции на внутреннем рынке и поддержку Star Alliance. Сейчас становится очевидным, что это было не самым верным решением. Следующим шагом Etihad стало сближение со вторым по величине перевозчиком Германии, компанией Аirberlin  - фактически под носом у Lufthansa. Теперь же, в сумме с обещанным код-шеринговым соглашением между Air France-Аirberlin,  риск иностранного вторжения чувствуется все острее.

Пришло время, когда Lufthansa больше не может игнорировать те структурные изменения, которые происходят сейчас в авиационной индустрии. По мнению многих, связка с Turkish Airlines подходит для компании лучше, чем партнерство с каким-либо из перевозчиков Персидского залива. С одной стороны, Turkish Airlines – фактически равный ей в своей самостоятельности оператор  - также, как и авиакомпании Ближнего Востока. С другой – Турция соответствует духу "европейской консолидации", более близкого для  Lufthansa.

Эффект синергии – крупнейший перевозчик в мире?

К настоящему моменту Turkish Airlines является восьмой в мире авиакомпанией по показателю количества пассажирских кресел. По этому критерию она опережает арабские Qatar и Etihad, хотя и уступает Emirates. Lufthansa же занимает первое в мире место среди международных авиаперевозчиков по объемам мощностей для международных перевозок и является четвертой крупнейшей авиационной группой (по объему перевозок, включая внутренние и международные направления). Одновременно Turkish Airlines – 19 по величине авиационная группа в мире, а в последние годы – еще и одна из самых быстрорастущих в мире.

Объединение Lufthansa Group с Turkish Airlines приведет к созданию второго по величине авиаперевозчика после Delta Air Lines по показателю перевозочных мощностей (более 3,8 млн кресел в неделю в сравнении с 3,9 млн у Delta). Прибавить к этому чрезвычайно быстрый рост Turkish (в последние пару лет объемы перевозок компании и количество посадочных мест росло с темпами 40% в месяц) – и уже не покажется таким уж нереальным предположение о том, что в скором времени объединение Lufthansa-Turkish обгонит американского лидера по показателю объемов флота.

Как Lufthansa, так  и Turkish Airlines являются членами Star Alliance. Кроме того, перевозчики имеют долгосрочные отношения с  SunExpress, базирующейся в Анталии чартерной авиакомпанией. Lufthansa и Turkish Airlines владеют по 50% акций этого перевозчика. Согласно информации на сайте компании, по состоянию на лето 2012 года SunExpress владела флотом из 28 Boeing 737-800 общей емкостью 5292 пассажирских кресла.

Lufthansa и Turkish Airlines являются сегодня двумя крупнейшими авиакомпаниями на европейско-азиатском рынке. Совместно они предлагают еженедельно более 127 тыс посадочных мест (из  расчета на полет в одну сторону, включая рейсы, выполняемые  SWISS и Austrian, которые входят в Lufthansa Group). Для сравнения - Air France-KLM предлагают лишь 104 тыс кресел в неделю.

В то же время Emirates и Qatar Airways гораздо крупнее, чем любой европейский перевозчик в Азии. Эти компании предлагают в неделю 350 тыс и 160 тыс посадочных мест соответственно. Кроме того, Etihad также предлагает более 100 тыс кресел на рейсах в Азию.

Lufthansa повышает зарплаты бортпроводникам 

Если смотреть на рынок в более глобальном масштабе, охватывая Европу, Ближний Восток и Азию, то комбинация Lufthansa Group-Turkish выглядит немного более слабой, чем союз Etihad, Air France-KLM и airberlin. Альянс дубайской Emirates и австралийской Qantas (в сентябре этими перевозчиками было объявлено об объединении маршрутных сетей) должен стать значительно мощнее, чем каждый из названных двух.

Финансовый резон

Как известно, в политике не бывает никаких "случайных совпадений". И время для заявления премьера Эрдогана, скорее всего, тоже было выбрано сознательно. 31 октября Lufthansa Group обнародовала свои финансовые результаты по итогам трех кварталов текущего года. Было объявлено о снижении операционной прибыли на 13,3% за этот период в сравнении с 9 месяцами прошлого года, а также о сокращении на 0,7 процентных пунктов маржи операционной прибыли (до 3,1%). "Сердце" группы и крупнейший ее субъект, пассажирское подразделение Lufthansa, задекларировал скудные 0,8% маржи по итогам трех кварталов и, как ожидается, закончит год "с существенным операционным убытком".

Консолидированная чистая прибыль Lufthansa Group выросла на 30% до 642 млн евро в 3 квартале, операционная прибыль – на 6,2% до 648 млн евро, доходы – на 6,2% до 8,3 млрд евро. Доходы от пассажирских перевозок увеличились на 5,5% до 6,9 млрд евро, количество пассажиров – на 2,6% до 29,4 млн. Фактор пассажирской загрузки улучшился на 1,3 п. п. до 83,4%.

Тем не менее, хорошие результаты деятельности группы за 3 квартал не позволили компенсировать ухудшение результатов год к году по итогам 1 полугодия (с 114 млн евро прибыли в 2011 году до 20 млн евро убытков в 2012). Темпы роста расходов продолжили опережать темпы роста выручки и по итогам 9 месяцев этого года.

Комментируя результаты деятельности группы за 3 квартала, глава Lufthansa Group Кристоф Франц говорит, что "они оказались вполне приличными и демонстрируют устойчивое положение компании, особенно принимая во внимание те сложные условия, в которых сейчас находится отрасль". Тем не менее, он признал, что они недостаточны для того, чтобы обеспечить будущее Lufthansa Group в долгосрочной перспективе.

"Поэтому мы должны изменить нашу компанию. Текущий кризис является структурным, а потому требует структурных изменений", - заявил Франц, подчеркивая, что группа предпримет меры, выходящие за рамки тех, которые уже запланированы в рамках программы экономии и реструктуризации SCORE. Пакет этих мер, запущенный в начале 2012 года, предполагает улучшение операционных результатов Lufthansa Group в сравнении с 2011 годом – как минимум до 1,5 млрд прибыли до 2014 года. План SCORE включает передачу части европейской маршрутной сети пассажирского подразделения  Lufthansa ее дочерней структуре Germanwings с 1 января 2013 года, а также сокращение 3,5 тыс рабочих мест в ее филиалах по всему миру.

Конкретики в отношении того, как может происходить будущее объединение, пока немного. Турецкому государству в данный момент принадлежит 49,12% Turkish Airlines. Следующий этап приватизации Turkish Airlines, планируемый турецким правительством, может стать для Lufthansa простым способом приобретения доли в авиакомпании. Хотя, несмотря на то, что власти неоднократно заявляли о намерении сократить свою долю, до сих пор не принято решение о том, сколько именно акций будет подлежать продаже, и какой способ приватизации выбран.

Кристоф Франц признает, что мировая авиапромышленность находится в данный момент в состоянии некоего разворота, в ходе которого усиливаются перевозчики Персидского залива, и они же выступают двигателями консолидации. Параллельное участие в процессах консолидации позволит Lufthansa идти в ногу с мировыми тенденциями и пытаться играть с авиакомпаниями Ближнего Востока на равных, соглашается он.

По словам Франца, Air France и Airberlin вступили в партнерские отношения с Etihad с позиции слабости. В то время как группа Lufthansa, уверен он, "не находится под давлением, поэтому мы будем оценивать любое потенциальное партнерство чрезвычайно осторожно".

 Задержка рейса: украинские авиакомпании подталкивают к обновлению парка

Но по мере того, как перевозчики залива продолжают выстраивать партнерские отношения с ключевыми членами глобальных альянсов (не в последнюю очередь  – с прицелом на европейский рынок), давление на Lufthansa все же будет усиливаться. Партнерство с Turkish Airlines в таких условиях может стать наиболее логичным ответом.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: авиакомпания lufthansa аэропорты самолеты
Источник: cfts Просмотров: 1605