Статус аэропорта "Ужгород", а, следовательно, и судьба рейсов из него становятся неопределенными. 16 июня истек срок действия соглашения между Украиной и Словакией о передаче ответственности за обеспечение воздушного движения и эксплуатацию аэропорта "Ужгород". Сейчас вся ответственность — на украинской стороне. При этом часть оборудования "Украэроруха" размещена на словацкой территории, что, впрочем, не мешает ему брать плату за обеспечение полетов в Ужгород.

Коварная петля

У аэропорта "Ужгород" есть одна особенность: заходя на посадку или взлетая, самолет вынужден лететь около 30 км над территорией Словакии. Именно вопрос этой "петли" стал предметом отдельных договоренностей, прописанных в межправительственном соглашении от 2006 г. Но теперь срок его действия истек и нужен новый документ.

Причем, за последнее десятилетие ситуация не только не улучшилась, но и, наоборот, усугубилась. Теоретически можно избежать залета на территорию соседней державы, реконструировав полосу и продлив ее в сторону территории Украины (сейчас есть изгиб). Но эту возможность закрыл трехэтажный особняк, выросший поблизости аэродрома.

Словакия же теперь является членом ЕС, и новое межправительственное соглашение должно быть подписано уже по новым стандартам безопасности. Исполнительный регламент комиссии Евросоюза требует осуществления сертификации провайдера аэронавигационного оборудования Украины Европейским агентством по безопасности авиации (EASA).

"Словаки к нам очень лояльно относятся. Они заинтересованы в самом широком сотрудничестве. Но есть требование EASA. Они должны в первую очередь провести независимый аудит нашего аэропорта, плюс "Украэроруху" также нужна сертификация. Пока мы не наблюдаем активных действий со стороны наших авиа чиновников по продлению соглашения", — прокомментировал UBR.ua ситуацию начальник службы перевозок международного аэропорта "Ужгород" Сергей Заморский. 

Чтобы не допустить закрытия аэропорта, на переговоры в Братиславу месяц назад ездил губернатор Закарпатской области Геннадий Москаль. С украинской стороны в этой встрече участвовали также представители министерства транспорта, Госавиаслужбы, Украэроруха и директор аэропорта "Ужгород", со словацкой — министр транспорта Марио Немет и специалисты, занимающиеся организацией воздушного движения. 

"В результате переговоров принято принципиальное решение о том, что после завершения действия соглашения Словакия и далее позволит маневрировать украинским самолетам над своей территорией при посадке в Ужгороде. Есть четыре варианта законодательного решения этого вопроса до сертификации и заключения нового межправительственного соглашения. Какой именно будет выбран — решит специальная рабочая группа", — заявил по итогам майского визита Геннадий Москаль.

Ужгород закрыт?

Как сообщила пресс-секретарь Госавиаслужбы Ирина Кустовская, в качестве временного варианта, до подписания нового межправительственного соглашения, было принято решение "осуществлять полеты по правилам визуальных полетов". 

"Главное — аэропорт "Ужгород" не закрыт для полетов, все остальные моменты — вопрос переговоров", — подчеркнула она.

Вопрос реконструкции ужгородского аэропорта — стратегический, считает бывший глава Госавиаслужбы Денис Антонюк. 

"Железной дорогой ехать в Ужгород из Киева не меньше 14 часов. Если для остальных областных центров организация авиасообщения со столицей — вопрос комфорта, то для Ужгорода ему попросту нет альтернативы. Увы, на местном уровне было сделано много ошибок, с той же раздачей земли вокруг аэродрома и ее застройкой. Но нужно искать решение и средства для реконструкции", — сказал он UBR.ua. 

Сейчас ни одного рейса аэропорт "Ужгород" не обслуживает. "МоторСич" прекратила полеты, пояснив свое решение экономическими причинами. 

"Мы ведем переговоры с авиакомпанией "Урга", чтобы восстановить рейсы в Киев. Нам нужны также международные авиарейсы. В регион активно инвестируют иностранные авиакомпании, но их руководство вынуждено добираться на перекладных. Например, прилетать в Кошице (100 км от Ужгорода), затем ехать на автомобиле через границу. На первый взгляд, небольшое расстояние, но три-четыре часа уходит только на прохождение границы", — рассказал Сергей Заморский. 

Проект реконструкции аэропорта (взлетно-посадочная полоса плюс свето-сигнальная система) он оценивает в 100 млн. грн. 

По словам помощника губернатора Закарпатья Ярослава Галаса, во время визита в Братиславу обсуждалась возможность организации рейса Кошице-Ужгород-Киев. "Czech Airlines осуществляет рейс Кошице-Киев, они могут приземляться в Ужгороде, брать пассажиров и лететь в столицу. Это неплохой вариант", — считает он.  

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: ужгород транспорт авиация авиа мотор сич урга
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 2474