Украинские города массово закупают поддержанный электротранспорт из Европы. Партии бу троллейбусов и трамваев уже замечены в Днепропетровске, Одессе, Луцке, Тернополе, Виннице и Львове. Стремление обновить муниципальные парки электротранспорта за счет заграничного секонд-хенда объясняется просто: старая техника стоит в 10–30 раз дешевле, чем новая отечественная, и, как показала практика, более надежна в эксплуатации.

Троещинские скоростные трамваи будут с кондиционерами

В Украине троллейбусы выпускают заводы "Богдан" и ЛАЗ, ЮМЗ, киевский "Авиант", а также действуют СП в Чернигове и Севастополе. Производство трамваев также освоили в Украине: на "Богдане", ЛАЗе, в Днепропетровске "Татра-Юг". Не смотря на то, что заводы готовы выпускать необходимое количество техники, заказами они не загружены. Украинская техника особым спросом не пользуется из-за ее дороговизны и низкого качества. Как сообщает "Деловая Столица", предприятие "Крымтроллейбус", закупившее за последние полтора года большую партию луцких троллейбусов "Богдан", осталось недовольно приобретением. "У нас большие претензии к заводу-изготовителю. Машина "сырая", у предприятия очень много подрядчиков, которые поставляют кондиционеры, электронику, другие детали. Техника начала ломаться буквально с первых дней. А стоит один троллейбус 1,75 млн грн.", — сетует гендиректор "Крымтроллейбус" Валерий Заикин.

Многие города предпочитают покупать подержанную заграничную технику, которая обходится в десятки раз дешевле, чем отечественная, но при этом более качественная. Даже Луцк, где производятся "Богданы", планирует приобрести в Польше бэушные троллейбусы "Ельч" по 30 тыс. грн. за единицу. За таможенное оформление и доставку придется заплатить еще 35 тыс. Итого каждая машина обойдется в 65 тыс. грн. Новый троллейбус стоит в 30 раз дороже, — объясняет мэр Луцка Николай Романюк.

"Старый "Ельч" намного надежнее и долговечнее, чем новый "шикарный" троллейбус "Богдан" луцкой сборки. Эти троллейбусы — головная боль предприятий, которые их эксплуатируют. Надергали отовсюду понемногу, слепили в кучу вроде бы общественный транспорт, а он все равно ездить не хочет. Машина XXI века, а технические решения — как в 70-е годы прошлого столетия", — возмущаются луцкие транспортники в статье "Деловой Столицы".

С этим мнением согласны и власти Тернополя, которые в следующем году планируют выпустить на маршруты города пять подержанных чешских троллейбусов марки "Шкода". Каждая из машин обойдется городскому бюджету в 150–300 тыс. грн. в зависимости от возраста и технического состояния. Львов также гоняется за европейским секонд-хендом. В прошлом месяце горсовет объявил тендер на закупку 20 подержанных чешских троллейбусов "Шкода" и такого же количества бэушных трамваев "Татра". Закупками подержанных трамваев из Чехии и Германии систематически занимается Днепропетровск.

И это при том, что в городе находится Южный машиностроительный завод, который выпускает трамваи "Татра-Юг". Сейчас горсовет проводит очередной тендер на покупку старых вагонов. "Город не может себе позволить купить новые днепропетровские трамваи стоимостью 5,2 млн грн. за штуку. За 15 млн грн. мы собираемся приобрести в Германии 20–30 бывших в употреблении вагонов", — говорит местный градоначальник Иван Куличенко. То есть за каждую "Татру" мэрия готова выложить 500–750 тыс. (вместе с доставкой, таможенными расходами и адаптацией вагонов под ширину колеи).

Приверженцами подержанной заграничной техники остается и Одесса, которая уже купила в этом году 10 старых чешских трамваев по 160 тыс. грн. за каждый. "В следующем году хотим приобрести еще десяток таких трамваев", — говорит директор КП "Одесгорэлектротранс" Дмитрий Полунин. Чиновников не смущает даже такой нюанс, что заграничную технику придется адаптировать под одесские трамвайные колеи (стандартное европейское расстояние между рельсами 143,5 см, а в большинстве украинских городов —152 см). Переоборудование одного европейского трамвая под ширококолейное полотно стоит 30–40 тыс. грн.

Украинские транспортники уверяют, что проблем с ремонтом и приобретением запчастей для европейского секонд-хенда нет. Во-первых, местные власти предпочитают покупать за границей подержанный транспорт тех же моделей, которые эксплуатируются в городах уже много лет. К примеру, Тернополь, Львов, Ровно, Черновцы, Ивано-Франковск и Луганск, на улицах которых встречаются троллейбусы "Шкода", охотятся за бэушной техникой именно этого производителя.

А Киев, Одесса, Днепропетровск, Харьков и Кривой Рог покупают уже привычные для себя трамваи "Татра". То есть в случае необходимости ремонтники могут взять нужную деталь со списанного трамвая или троллейбуса, стоящего в депо. Во-вторых, продавцы подержанной техники в качестве бонуса предлагают и запчасти к ним по символическим ценам. Вместе с тем не все специалисты разделяют восторги по поводу приобретения старых машин.

"В каком бы хорошем состоянии не были эти чешские трамваи, все равно имеет место усталостный износ техники. В таких старых трамваях особенно подвержена аварийности ходовая часть, которая отвечает за безопасность пассажиров", — говорит старший преподаватель кафедры электротранспорта Харьковской академии городского хозяйства Артем Сосипатров.

Опыт удачной эксплуатации подержанной техники есть в Виннице, которой удалось договориться со швейцарским городом Цюрих о бесплатной передаче 116 списанных трамваев "Карпфен" и "Мираж". Более того, правительство Швейцарской Конфедерации согласилось даже оплатить затраты по транспортировке вагонов из Цюриха в Винницу, покупку и поставку запасных частей и оборудования, да еще и профинансировало обучение персонала КП "Винницкое трамвайно-троллейбусное управление".

Троллейбус на Бровары обойдется в полмиллиарда гривен

Общая сметная стоимость проекта "Цюрихские трамваи для Винницы" составила более $4,2 млн. Возраст трамваев перевалил за 40 лет, но жалоб на технику нет. "Несмотря на то что швейцарские вагоны вдвое старше чешских Татр, которые ездили у нас по 15–20 лет, они исправно работают в Виннице.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: украина экономика транспорт электротранспорт
Источник: autoconsulting Просмотров: 1431