Украинцам обещают если и не совсем безопасную, то, по крайней мере, более спокойную езду на общественном транспорте. В Верховной Раде появился проект о принятии за основу законопроекта №4642, предусматривающего переход на новую схему страхования пассажиров.

Документ был подан правительством, а над его разработкой трудилось Министерство инфраструктуры. 

За все ответит перевозчик

В пояснительной записке говорится, что после утраты государственной транспортной монополии контроль за качество перевозок существенно ослаб. А так как этот рынок заметно "мельчает" — ежегодно растет доля частных предпринимателей — растет и аварийность. 

Рядовые ДТП, в которых пассажиры получают травмы легкой и средней тяжести в Украине случаются едва ли не ежедневно. Особенно часто в аварии попадают маршрутки, водители которых с легкостью позволяют себе нарушать правила дорожного движения. Но в последние годы в стране произошло и несколько масштабных аварий с погибшими, которые буквально потрясли всю страну (чего стоит хотя бы трагедия на переезде в Днепропетровской обл. в 2010 г., в которой погибло 42 пассажира).

По данным Управления безопасности дорожного движения МВД, по итогам 9 месяцев этого года, ежедневно в стране происходит 440 ДТП, что почти на 27% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Количество аварий с пострадавшими выросло на 23,7% (до 96 в день). И, по меньше мере, в 20% этих происшествий участвует общественный транспорт.

Формально страхование пассажиров на всех видах транспорта, начиная с морского и железнодорожного, и заканчивая автобусным, действует и сейчас.

Согласно постановлению Кабмина от №959 от 1996 г., всех пассажиров в стране страхуют от несчастных случаев. Но платят за это не предприятия, а сами граждане, покупающие билет на автобус, поезд или корабль. И стоимость страховки уже автоматически забита в цену билета.

Еще одна особенность — этот вид страхования не распространяется на пассажиров городского транспорта — тех же маршруток, трамваев, метро.

Да и суммы выплат, мягко говоря, не отвечают страховым взносам. 

По данным Министерства инфраструктуры, в 2014 г. на страхование пассажиров от несчастных случаев на транспорте страховые компании получили порядка 60,3 млн. грн. А выплатили по 29 страховым случаям всего лишь около 284 тыс. грн., то есть, 0,47% от перечисленных средств. При этом размер комиссионных премий, которые осели на счетах транспортных компаний, составил более 41 млн. грн. А сами страховщики получили около 20 млн. грн.

При этом любой пассажир, имевший неосторожность попасть в переделку, знает, что выбить даже небольшую компенсацию у страховщиков очень сложно, нередко для этого приходится пройти не одну судебную инстанцию. Естественно, если все закончилось относительно легко, большинство граждан предпочитает не заморачиваться.
А некоторые украинцы и вовсе по факту не имеют права на возмещение, так как просто не учитывают, что без сохраненного билета в страховую компанию можно даже не идти.

Авторы законопроекта предлагают заменить страхование пассажиров от несчастного случая страхованием ответственности перевозчика. В пояснительной записке указано, что именно такую схему применяют в большинстве европейских стран.

В этом случае за страховку платит не каждый пассажир в отдельности, а перевозчик, оформляя годовой полис ответственности перед третьими лицами, как это делают, скажем, водители, покупая ОСАГО.

Отсутствие такого полиса у перевозчика в случае принятия законопроекта будет чревато для него штрафом в размере 1, 7 тыс. – 2,04 тыс. на каждую единицу транспорта. Для компании с автопарком в сотню машин затраты могут быть весьма ощутимыми — 170 тыс. грн.

Кроме того, без наличия действующего полиса перевозчику просто не дадут работать — его будут проверять наравне с лицензией и талонами техосмотра транспорта.

Что будет с билетами?

По логике, если эту схему реализуют, украинцы смогут сэкономить на ж/д и автобусных магистральных билетах. К примеру, в этом году пассажиров "Укрзализници" страхуют "Интер- Полис" и "Арсенал страхование". 

Страховой платеж на маршрутах междугороднего и международного сообщения составляет порядка 0,17% от стоимости билета. Плюс 15% от этой суммы — комиссионное вознаграждение филиала, 10% — премия за безопасную перевозку, 50% — на финансирование предупредительных мер. В итоге со среднестатистического билета стоимостью в 300 грн. пассажир в общей сложности платит 1 грн. На первый взгляд, совсем немного. Но если учесть, что эти деньги ничего не гарантируют каждому гражданину в отдельности, но приносят неплохой доход страховщику, принудительный сбор выглядит чистым рэкетом.

Но, как пояснила UBR.ua глава Украинской федерации страховщиков Галина Третьякова, в случае замены личного страхования на страхование ответственности перевозчика, затраты на каждого пассажира можно сократить на две трети.
Кроме пусть и несущественной, но все же экономии, пассажиры получат более комплексную защиту. В законопроекте предусмотрен страхование не только их жизни и здоровья, но и багажа. Плюс — в случае ЧП украинцам не придется самим оббивать пороги страховых компаний и бегать по судам. В выплате компенсаций будет заинтересована сама транспортная компания, а инструментов добиться возмещения у нее явно больше, чем у рядовых граждан. 

По оценкам Третьяковой, средняя стоимость ущерба здоровью граждан может оставлять порядка 200 тыс. грн., но государство должно сделать детальные расчеты и назвать точную цифру стоимости жизни украинца. Она будет зависеть не только от стоимости лечения, но и от того, что включат в компенсации (моральный ущерб, утрату будущей выгоды и пр.)

Но эксперты не исключают, что некоторые транспортники все же включат дополнительные затраты на страховку в стоимость билетов, что приведет к их подорожанию. Особенно в городском транспорте и метро, где сейчас страховые платежи вообще не предусмотрены.

Есть и еще одна опасность. Как указано в выводе профильного транспортного комитета ВР, пункт об обязательном личном страховании на транспорте в данном законопроекте убрать не предлагается, следовательно, украинцы рискуют платить за страховку дважды.

Стоит отметить, что предложением транспортных чиновников уже возмутились основные перевозчики. 

В частности, "Укрзализниця" придралась к нечетко выписанным техническим моментам (по процедуре подписания страхового договора, получению компенсаций и пр.). А Всеукраинская ассоциация автомобильных перевозчиков считает, что перед тем, как вводить страхование ответственности транспортников, следует урегулировать вопрос льготных перевозок (на сегодня государство компенсирует без задержек лишь 15% от затрат) и убрать с рынка нелегальных перевозчиков, которые уж точно не будут страховать пассажиров, следовательно, получат еще одно конкурентное преимущество в борьбе с честными компаниями.

Теги: страхование авто транспорт
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 55