Эффективность платы за проезд по качественным дорогам давно уже доказана в странах Европы. Например, в Норвегии 32% всего бюджета на содержание общенациональной дорожной сети поступает от платных дорог, в Испании этот показатель ещё выше и составляет 46%. Об этом UBR.UA рассказала Алена Гулевич, эксперт департамента финансового консалтинга компании Pro-Consulting.

Дороги ежедневно "убивают" 14 украинцев – ВОЗ

Введение платных дорог подразумевает существенные экономические эффекты, связанные, в первую очередь, со снижением затрат, связанных с перевозками, увеличением прибыли транспортных предприятий, созданием дополнительных рабочих мест для строительства и дальнейшей эксплуатации каждой платной автомобильной дороги. При этом для украинских водителей вполне приемлемо будет платить 30 грн. за 100 км, если учесть, что езда по качественной дороге полностью оправдывает данные расходы за счет снижения использования топлива и меньшего износа машины.

Однако главным вопросом остается поиск инвесторов, готовых финансировать шесть проектов, которые запланированы государством. Зарубежный бизнес, а именно на него ориентируется правительство в своей концепции платных дорог, инвестирует только при наличии серьезных государственных гарантий по возврату вложенных средств. Чтобы дороги себя окупили, они должны иметь высокую пропускную способность, быть, как минимум, двухполосными, с хорошими развязками. Километр такой дороги стоит 40—45 млн. грн, общие затраты на запланированные проекты (около 2500 км) достигнут 100 млрд грн.

Только когда в проект закладывается высокая норма прибыли, позволяющая снизить риски, иностранные компании готовы инвестировать в отечественную инфраструктуру. А риски действительно большие. По оценкам Мирового банка, примерно 10-15% таких проектов в мире прекратили свое существование или были продолжены со значительными изменениями первоначальных условий, что также не способствует заинтересованности инвесторов.

Поспособствовать этому могут дополнительные стимулы, не связанные с денежным риском для государства. Так, в мировой практике платных дорог существует такой механизм, как передача дороги в комплексную концессию. Этот вариант предусматривает не только строительство дороги и ее эксплуатацию, но и эксклюзивное право концессионера (инвестора) на пользование и владение придорожной полосой. Если инвестор получит право строить вдоль дороги мойки, рестораны, гостиницы и другие объекты, с которых он сможет получать очень хорошую прибыль, то вполне возможно, что плата за такие дороги, которая будет лишь малой частью дохода от такого проекта, может и не понадобиться.

Европейские дороги обойдутся Украине в 500 млрд грн

Стоит также отметить, что в Украине наиболее важной остается проблема целевого использования выделенных средств. Так, общая сумма дорожного акциза, заложенного в стоимость бензина, составляет около 20 млрд гривен в год, тогда как "Укравтодор" тратит на ремонт дорог всего лишь 2 млрд грн. в год. При этом, качество украинских дорог все ещё оставляет желать лучшего. Успех проектов платных дорог зависит от того, будут ли вырученные средства использованы по назначению.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: дороги платные дороги эксперт мнение преимущества недостатки мировой опыт
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 4389