Авиационная отрасль ждет от правительства поддержки, выраженной в трех основных составляющих: преференциях на законодательном уровне, лоббизме и финансировании. И если первые пункты хоть до сих пор и не внедрены, но обсуждаются между рынком и властями, то предоставления финпомощи от государства авиаперевозчикам вряд ли стоит ждать.

Для этого, считает часть опрошенных UBR.ua экспертов, у государства не только нет средств, но и необходимости, так как большая часть перевозчиков может восстановиться после кризиса самостоятельно, а уже запросившие финпомощь от государства Международные авиалинии Украины (МАУ) кредит от банкротства не спасет.

МАУ спрогнозировала свои убытки по итогам года в $60 млн

При этом собеседники UBR.ua солидарны, что срок выхода отрасли из кризиса будет зависеть от восстановления спроса на перелеты. Поднять уровень пассажиропотока с момента открытия границ некоторые участники международного рынка уже хотят за счет рекордно низких цен.

Поддержка в пути

Еще месяц назад в авиационном комитете Торгово-промышленной палаты Украины (ТПП), оценившем убытки отечественных авиакомпаний за первый квартал 2020 года в 10-15 млрд грн, был разработан и предложен правительству план необходимых мер господдержки. Помимо стабилизационных кредитов, среди прочего в ТПП предлагали дать возможность компаниям отпускать сотрудников в неоплачиваемый отпуск, ограничить полномочия готовых препятствовать этому летных профсоюзов на период карантина, пролонгировать действие сертификатов для авиационного персонала и снять НДС на внутренние авиаперелеты.

Названные тогда неотложными данные меры хоть и находятся в процессе обсуждения, все же потребуют более длительного срока для окончательного принятия, констатирует глава авиационного комитета ТПП Виталий Портянко. По его словам, пока из всего списка правительством были приняты лишь послабления, внедренные в целом для украинского бизнеса – в основном они коснулись трудовых взаимоотношений.

В то же время вопрос стабилизационных кредитов, названный главой МИУ Владиславом Криклием в интервью "Интерфакс-Украина" "чувствительным" для государства и банков, может стать решающим для сохранения деятельности авиакомпаний. Так, компании, не получившие правительственной поддержки, к примеру, австралийская Virgin Аirlines и южноамериканская South African Airways, уже объявили о банкротстве.

В последнем случае руководство компании просило у государства предоставление чрезвычайного финансирования в $500 млн, на что получило отказ. Основателю австралийской компании миллиардеру Ричарду Брэнсону, также получившему отказ в денежной помощи от правительства Великобритании, для поддержки Virgin Аirlines пришлось заложить в банке собственный остров Некер на Британских Виргинских островах.

Wizz Air уволил тысячу сотрудников, а оставшимся урежет зарплаты

"Все украинские перевозчики также находятся в очень сложной ситуации. Они оперируют ограниченным количеством денег и без финансовой помощи продержаться им будет невозможно. Государству нужно ее предоставить, если ему необходима национальная авиация", – выразил точку зрения глава авиационного комитета ТПП Портянко.

Нужно ли предоставлять стабкредиты

Конкретные цифры по финансированию уже были озвучены МАУ, президент которых Игорь Дыхне ранее спрогнозировал убытки компании по итогам 2020 года в $60 млн. Руководство МАУ запросило у правительства стабилизационный кредит (который государство погашает совместно с компанией) в $50 млн под 5-6%.  

Экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава убежден, что финпомощь украинским авиакомпаниям, и МАУ в первую очередь, предоставлена не будет. По его мнению, такое распределение госсредств было бы "несправедливым и нелогичным" с учетом уже имеющихся долгов компании перед аэропортом Борисполь и "Украэрорухом".

При этом Кава считает, что украинские авиакомпании смогут пережить кризис, а если в некоторых случаях дело все же закончится банкротством, то это будет связано не с карантином.

"У нас нет таких авиакомпаний, которые можно было бы сравнивать с крупными европейскими. Крупнейшая украинская авиакомпания в европейских масштабах – мелкая по количеству парка. Потому, если какая-то из них и будет оглашена банкротом, то не из-за карантина, а из-за неадекватности менеджмента, который довел ее до такой ситуации с кучей долгов еще до кризиса", – говорит экс-замминистра Кава.  

Аналогичную точку зрения высказал и руководитель сектора "транспорт и инфраструктура" Офиса эффективного регулирования BRDO Владислав Притоманов, который заметил, что украинские компании вполне могут самостоятельно пережить карантин, а пример иностранных авиакомпаний, обанкротившихся в последнее время, не является показательным. Так, "ситуация с Virgin Airlines – всего лишь очередной пример в длинном списке компаний, которые принимали неверные решения в неверное время", считает эксперт.

Любите Украину. Как изменится туристическая индустрия после пандемии коронавируса

"Выкуп собственных акций у миноритарных акционеров, повышающий прибыль менеджмента и собственников, скорее привел к банкротству, чем кризис и коронавирус", – пояснил Притоманов.

Такой же жертвой собственной неэффективности может стать и МАУ, отметил Притоманов.  Ранее, вследствие утраты монопольного положения и сильной конкуренции со стороны лоукостеров, компания получила 2,7 млрд грн убытков, согласно последней опубликованной отчетности за 2018 год. Общая сумма непокрытых убытков МАУ составляет 5,5 млрд грн, а долгов по товарам и услугам – 5,2 млрд грн.

"Поэтому банкротство МАУ — это скорее факт, чем вопрос рефинансирования. $50 млн (1,35 млрд. грн.) это примерно фонд оплаты труда МАУ до конца года. На эти деньги компания сможет продержаться, но точно не выйти на позитивные показатели. Думаю, без сделки с собственниками о докапитализации, разговора о таком кредите быть не может", – поделился мнением Притоманов, также напомнив о том, что "собственник компании, наверное, имеет самый большой опыт банкротства в Украине".

"Днипроавиа, Донбасаэро и Аэросвит обанкротились, а весь их флот резко оказался в руках МАУ и Windrose. Учитывая такую репутацию, предоставлять bailout-кредитование как минимум очень рискованно", – указывает Владислав Притоманов.

Национальный перевозчик должен жить

Согласился с тем, что у государства может не хватить указанного МАУ количества средств для того, чтобы "сразу влить их в отрасль" и Виталий Портянко, указывая, что "помимо перевозчиков, деньги нужно вкладывать и в массу других ее структур". Тем не менее, отечественные авиакомпании можно было бы поддержать через преференции и отмену ряда регуляторных требований, вопросы о которых поднимались и до кризиса. "Авиаотрасль очень сильно зарегулирована, а некоторые акты нелогичны", – считает Портянко.

"Существуют простые вещи, которые можно изменить в налоговом и таможенном кодексе, и тем самым сильно помочь авиаперевозчикам: к примеру, снять акцизы на ввоз деталей для воздушного судна, которые не изготавливаются в Украине, акцизы на авиатопливо и отменить НДС на внутренние рейсы. Последняя инициатива уже получила поддержку профильного министерства", – рассказывает Виталий Портянко.

МАУ пообещала вернуть деньги за билеты, но "не сегодня"

В целом, как отмечает Портянко, авиаперевозчики требуют поддержки, выраженной в простой формуле: деньги, преференции и лоббизм. Он считает, что последний механизм особенно важен, и должен включать сложную систему и критерии допуска к рынку иностранцев.

"Если нет возможности для финансовой помощи, все равно должно быть лоббирование национального перевозчика. Он должен существовать в стране, и последние события еще раз подтвердили это – никто из иностранцев не будет заниматься экстренной эвакуацией граждан из-за границы, возить грузы и тушить пожары", – подчеркнул Портянко.  

Когда восстановится пассажиропоток

Опрошенные UBR.ua эксперты солидарны, что точный прогноз сроков восстановления рынка дать невозможно из-за неопределенности государств относительно завершения карантина. Однако Александр Кава считает, что после снятия всех ограничений на перелеты, объем пассажиропотока может вернуться на докарантинный уровень за 3-4 месяца. Согласно данным Государственной авиационной службы, в 2019 году украинские авиакомпании перевезли 13,72 млн пассажиров. Украинские аэропорты – 24,3 млн человек, приводили статистику в ЦТС.

Виталий Портянко, напротив, убежден, что уровень пассажиропотока прошлых годов покорится отечественной авиаотрасли не скоро. Восстановление, помимо утраты спроса от пассажиров, будет тормозиться и выработанной за время карантина привычкой опасаться массовых скоплений людей, а, кроме того, будет обусловлено пиковым ростом пассажиропотока в предыдущие годы.

"Это естественный процесс, ведь есть пики развития, а есть некая деградация перевозок, которую общемировая ситуация только усилила. В целом для восстановления объема пассажиропотока понадобится несколько лет", – подытоживает глава авиационного комитета ТПП.

Будет еще хуже. Сколько потеряют авиакомпании из-за коронавируса

Эксперт BRDO Притоманов прогнозирует восстановление объемов перевозок в течение 2021 года, если правительство предоставит план по выходу из кризиса и сможет его реализовать, сохранив доходы населения и, как следствие, спрос на перелеты. "В пессимистическом сценарии пассажиропоток вернется не раньше, чем за 4-5 лет", – оценил последствия неэффективности регуляторной политики властей Притоманов.

Что будет с ценами

От заполняемости воздушных судов будет зависеть и стоимость перелета, объясняют эксперты. Владислав Притоманов уверен, что так как авиакомпании захотят заполнить самолеты и "привязать к себе пассажира", после карантина можно будет рассчитывать на низкие цены и большой ассортимент рейсов.

"Правда, это не касается монополистов в отдельных аэропортах", – уточняет Притоманов.

Такие намеренья уже были озвучены руководством компании Ryanair, где заявили, что планируют стимулировать рост пассажиропотока за счет дешевых цен на билеты, продавая их, "хоть по 10 евро, хоть по 99 евроцентов". Однако пример лоукостеров украинским компаниям может не подойти, считает Виталий Портянко.

"Мы не сразу заполним самолеты до коммерческой загрузки в 80-90% из-за прогнозируемого сохранения ограничений стран Шенгенской зоны. Доля внутренних рейсов, за счет которых будет восстанавливаться мировая авиация, у нас не высокая. Поэтому я считаю, что стоимость авиационных перевозок на украинском рынке будет расти", – привел свои оценки Портянко.

Со своей стороны Александр Кава отметил, что среднюю стоимость билета сложно подсчитать из-за того, что ее в принципе знают только в авиакомпаниях, которые используют динамичное ценообразование со сложным алгоритмом принятия решения о стоимости билета на каждый конкретный рейс. "При этом вы можете купить билет за 20 евро, а ваш сосед – за 400, по сути, оплатив и ваш перелет", – говорит Александр Кава. Он все же констатировал:

"Очевидно, что авиакомпании не будут отказываться от массовых сегментов перевозок, поскольку от этого зависят их объемы и финансовые показатели", – считает Кава.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: авиа авиаотрасль авиакомпании мау международные авиалинии украины международные автоперевозчики ттп пассажиропоток
Просмотров: 23487