«Юго-Западная железная дорога» (ЮЗЖД) 26.11.2018 заключила договор на покупку клона официального сервиса продажи электронных билетов Укрзализныци – booking.uz.gov.ua. После того, как Антимонопольный комитет по формальной причине не стал рассматривать дело по сути о скандальной закупке «Укрзализныцей» программного обеспечения для продажи электронных билетов на один поезд «Киев-пассажирский – Борисполь-аэропорт», ЮЗЖД может вывести по непрозрачной схеме 21,4 млн. грн.  на фирму-прокладку.

26 октября на заседании тендерного комитета представители «ЮЗЖД» приняли решение заключить договор по переговорной процедуре с компанией «ВИТЕС» на разработку софта для системы по продаже билетов онлайн на поезд «Киев-пассажирский – Борисполь-аэропорт». Отсутствие открытых торгов, как того требует украинское законодательство, обосновали «потребностью осуществить дополнительную закупку у того же поставщика в целях унификации, стандартизации или обеспечения совместимости с имеющимися товарами, технологиями, работами или услугами, если замена предыдущего поставщика (исполнителя работ, поставщика услуг) может привести к несовместимости или возникновению проблем технического характера, связанных с эксплуатацией и обслуживанием».

Однако «ЮЗЖД» никогда не заключала договора с «ВИТЕС», а «ВИТЕС» в свою очередь, не имеет отношения к разработке автоматизированной системе продажи билетов УЗ.

Кроме того, еще в июле заказчик предоставил подрядчику полный доступ к инфраструктуре стратегического предприятия — возможность изучить аппаратные и программные средства системы обслуживания пассажиров. Соответствующий протокол также есть в распоряжении СМИ.

 - фото 2

 - фото 3

Журналистам антикоррупционного издания «Зализныця без коррупции» удалось найти адрес, по которому Укрзализныця разместила клон своего же официального сервиса, который хочет купить в объёме закупки на сумму в 21,4 млн. грн. Клон размещен на официальном государственном домене УЗ travel.uz.gov.ua. После того, как тайное стало явным, филиал «Главный информационно-вычислительный центр» АТ «Укрзализныця» (ГИВЦ), который отвечает за эксплуатацию информационных систем Укрзализныци, закрыл доступ к сайту. Сайт был размещен на официальном на серверах ГИВЦ задолго до подписания договора, что доказывает сговор должностных лиц Укрзализныци и «ВИТЕС».

Но нашей редакции удалось изучить работу клона. Это точная копия официального сервиса по продаже электронных билетов – booking.uz.gov.ua с одной лишь разницей - travel.uz.gov.ua дает возможность оформить билеты только по маршруту «Киев – аэропорт Борисполь».

Ниже приведены скриншоты с travel.uz.gov.ua.

 - фото 4

 - фото 5 - фото 6

 - фото 7

Клон выдает только один поезд - «Рельсовый автобус «Киев-Пассажирский - Борисполь Аэропорт».

Чтобы приобрести билет, необходимо выбрать количество мест (билетов), время отправления со станции, указать имя и фамилию пассажиров.

При нажатии на кнопку «Оформить билеты», проездной документ попадает в «корзину».

 - фото 8

При нажатии на кнопку «Оплатить», сайт просит согласиться с условиями договора публичной оферты. Очевидно, что скопирован не только интерфейс booking.uz.gov.ua, но и сама процедура покупки билетов.

 - фото 9

А вот оплата билета - это главная интрига. Почему-то клиент попадает на страницу российского сервиса, где в последствии должен ввести свои платежные реквизиты.

 - фото 10

По предварительной договоренности Главный информационно-вычислительный центр (ГИВЦ) УЗ разместил на своих мощностях программный продукт компании ВИТЕС с тем, чтобы подменить официальный государственный «Букинг» на сайт по продаже билетов частной фирмы.

Примечательно то, что руководство «Укрзализныци» и «ВИТЕС» договорились об этой афере давно - о том, как государственный монополист дал доступ частной компании к своим мощностям для копирования сервиса по продаже электронных билетов уже  рассказывали СМИ. По информации ресурса Znaj.ua, переговоры между ГИВЦ УЗ и компанией «ВИТЕС» проходили в неформальной обстановкке, о чем свидетельствуют соответсвующие фото.

 - фото 11 - фото 12

Директор ГИВЦ УЗ Александр Войтко и бывший его начальник, а сегодня уже представитель «ВИТЕС» Евгений Серебряный также не скрывают своего участия в циничной схеме. И тот факт, что к стратегической системе государственной компании были допущены по сути посторонние люди (напомним - договор еще не был заключен) почему-то никого не смущает.

Исходя из этого возникает ряд справедливых вопросов: Зачем пассажирам нужен сервис, где билеты можно купить только на одно направление? Почему эту услугу просто не добавить к имеющемуся сервису booking.uz.gov.ua и не тратить на разработку отдельного сайта бюджет железной дороги? И что это за схема такая, когда государственная компания дает частной фирме возможность скопировать собственный продукт, даже не заморачиваясь с хотя бы минимальным изменением интерфейса?

Чтобы не нести уголовную ответственность, руководство ГИВЦ не заключало коррупционный договор напрямую, а решило подставить ЮЗЖД, которая и должна была осуществить вывод средств на подставную компанию.

На основании чего софт частной компании, которым хотят заменить официальный сервис по продаже билетов УЗ, попал на сервера ГИВЦ? Кто автор и идейный вдохновитель такой беспредельной схемы?

По оценке юристов, действия чиновников, ответственных за закупку, подпадают под следующие статьи Уголовного кодекса Украины: 

Статья 191: «Присвоение, растрата или завладение чужим имуществом путем злоупотребления служебным лицом своим служебным положением – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет».

Статья 364: «Злоупотребление властью или служебным положением, то есть умышленное, из корыстных побуждений либо в иных личных интересах или в интересах третьих лиц, использование служебным лицом власти или служебного положения вопреки интересам службы, если оно причинило существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан или государственным или общественным интересам, или интересам юридических лиц, - наказывается исправительными работами на срок до двух лет или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».

Понесут ли за это ответственность реальные аферисты или же собак спустят на руководство ЮЗЖД? Ждем ответ от правоохранительных структур.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Просмотров: 5847