В рамках подготовки к Евро-2012 чиновники решили навести порядок на рынке такси в Киеве и заодно перекроить данный сегмент перевозок в свою пользу. "Главред" разбирался, что из этого выйдет, и как это отразится на ценах.

Когда глава Киевской городской госадминистрации Александр Попов напугал общественность, что в столице 95% такси работают по теневым схемам или вообще незаконно, таксисты напряглись. А когда до перевозчиков дошли вести из мэрии о том, что власти решили подготовить службы такси к Евро-2012, они начали сильно беспокоиться. "Власти хотят переделить данный рынок под себя, ведь чемпионат сулит хорошие заработки перевозчикам", - считает Юрий Бобок, таксист с десятилетним стажем. У него есть основания так думать. Два месяца назад подобный передел произошел в Борисполе. Под благовидным предлогом - обеспечения к чемпионату по футболу достойного сервиса - оттуда выгнали все службы такси и нелегальных перевозчиков. Вместо них теперь там работает государственная Sky Taxi, тарифы которой, как и обещали чиновники, действительно ниже… Правда, не по рынку, а в сравнении с тарифами в европейских аэропортах. Расценки у этой службы такси - 6 грн за км, вдвое выше рыночной. И это при том, что большую часть дороги таксист едет по свободной трассе, и расход топлива в его машине ниже примерно в два раза, чем если бы он пробирался сквозь городские пробки.

По мнению Юрия Бобка, похожая судьба ждет и Киев. Две недели назад Александр Попов провел в мэрии совещание с участием представителей рынка частных перевозок. На нем столичный градоначальник заявил о необходимости принятия единых правил работы предпринимателей, стандартов техсостояния и внешнего вида машин такси. "Нам нужно отработать собственный стандарт частных перевозок для Киева. Ведь есть существенная разница между работой такси в, например, областном центре - и в столице. Такси должно быть, прежде всего, безопасным и удобным, мы должны установить правила для водителей относительно их квалификации и состояния здоровья. Сегодня на этом рынке господствуют беспорядок и теневые схемы. По приблизительным подсчетам, ежегодно городской бюджет недополучает около 100 млн грн", - заявил Попов. На совещании он также обронил фразу о том, что данный рынок нуждается в контроле, а тарифы необходимо совместно проработать.

Незадолго до этого совещания, в первых числах февраля, Антимонопольный комитет Украины сообщил о начале масштабного расследования на столичном рынке таксомоторных перевозок. Сотрудники АМКУ заподозрили наличие "антиконкурентных согласованных действий" участников рынка по переделу парковок и наиболее выгодных точек в городе, а также заинтересовались их "необоснованно завышенными тарифами". Подробностей начатого процесса в пресс-службе АМКУ не сообщили, отметив лишь, что к делу уже подключена столичная прокуратура.

В два счетчика

Не дремлют и городские чиновники. Три дня назад власти заявили о том, что в связи с подготовкой Киева к Евро-2012, уровень киевских таксистов они будут поднимать до европейского. В частности, по планам КГГА, скоро все авто будут получать лицензии, водители - проходить аттестацию, а на машины будут установлены таксометры, рассчитаться же с таксистом можно будет даже платежной карточкой. Начинать реформу на данном рынке чиновники начнут с легализации всех перевозчиков. Из нынешних 50 тысяч таксистов они оставят лишь треть. По мнению чиновников, это будут лучшие таксисты в городе. Правда, критерии определения "лучших" власти пока не озвучили. "Все они будут работать по лицензии, придерживаясь норм безопасности и комфорта. Машины такси в городе будут одинаковыми, но пока не одного цвета, или на них будет особенный знак, так, чтобы авто можно было идентифицировать издали", - заявил в одном из своих недавних интервью глава транспортной комиссии Киевсовета Дмитрий Олийник.

Согласно планам властей, в скором будущем, чтобы начать работу, таксисту нужно будет получить индивидуальную карточку. Такие карточки будут выдавать в мэрии. Правда, пока ни схема оформления таких документов, ни их стоимость еще не озвучивается. Зато вполне ясно прописано наказание - отсутствие такой карточки позволит Госавтоинcпекции не только штрафовать перевозчиков, но и изымать у них автомобили прямо на дороге. "Здесь на 100% возможна коррупция. Сейчас либо данный рынок пытаются зачистить под какую-то свою службу такси, либо просто хотят поиметь больше денег с нашего брата. Боюсь себе представить, сколько будет стоить процедура "ускорения" выдачи такой карточки", - переживает Юрий Бобко.

Еще одни немаловажный нюанс: тарифную политику будут определять городские власти. Но пока цифры в КГГА не называют. Перевозчики подсчитали, что плата должна будет составить не менее 5 грн за 1 км (сейчас она 2,75-4 грн). То есть это значит, что дорога от метро Минская до Вокзальной площади обойдется в 70-80 грн, хотя сейчас этот путь можно преодолеть за 50-60 гривен. Дорога от той же станции метро Минская до Борисполя обойдется в 200-250 грн, хотя сейчас туда можно доехать за 160-180 гривен.

Понять проснувшийся интерес к частному извозу легко. Рост благосостояния украинцев заметно расширил клиентскую базу таксистов. При средней стоимости поездки в 50 грн работающие компании на этом рынке могут зарабатывать до 5 млн гривен в день. А в июне, когда стартует Евро-2012, тарифы и пассажиропоток, по подсчетам экспертов, вырастут в два-три раза. Соответственно, вырастут и заработки. Столичные таксисты смогут зарабатывать не менее 20 млн грн. ежедневно. Весьма заманчивый бизнес для чиновников, особенно, если учесть, что и механизмы управления этим бизнесом находятся в их же руках.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: киев такси евро 2012
Источник: Главред Просмотров: 2249