Сергей Сароян – бизнес-эксперт и предприниматель, основатель компании Performance management, партнер и ментор бизнес-сообщества Board. Он имеет многолетний опыт ведения собственного бизнеса и консультирования компаний в вопросах роста, оптимизации работы, повышения продаж, коммуникации с клиентами и завоевания сильной репутации на рынке, обучает молодых предпринимателей и является сторонником развития бизнес-этики и установления конструктивных взаимоотношений среди представителей бизнеса. Сергей Сароян уверен, что кибербуллинг на сегодняшний день становится проблемой не только в образовательной и рабочей среде, но также выступает одним из инструментов давления на публичных личностей и компании. Мы спросили у него, что нужно знать об интернет-травле, какие формы она может принимать и как бизнесу от нее защититься.

Кибербуллинг – это неоднократно повторяющееся, систематическое поведение, заключающееся в угрозах, унижении, оскорблении, распространении неправдивой информации, дискредитирующей или компрометирующей жертву, публикация личных данных того, против кого он направлен, рассказывает эксперт. 

Обычно под интернет-травлей понимают агрессивное преследование человека, провокации, прямые оскорбления и запугивание, нападки, ущемляющие честь и достоинство человека или компании, причинение материального или физического вреда. 

Кибербуллинг отличается от обычного буллинга тем, что осуществляется посредством цифровых технологий, виртуально. Площадками для подобной травли может стать интернет, социальные сети, мессенджеры, мобильные телефоны, игровые и стриминговые платформы. 

Развитие цифровых технологий позволило буллингу выйти на новый уровень. К формам психологического давления добавились возможности интернета, где информация может доноситься до неограниченного количества людей, начинать жить своей жизнью, трансформироваться и неконтролируемо распространяться. Поэтому размер аудитории кибербуллинга гораздо шире обычной травли, считает Сергей Сароян. 

Что также важно, интернет дал буллерам возможность круглосуточного вмешательства в жизнь жертвы, без привязки ко времени или территории, а также оставляя за собой анонимность. 

О кибербуллинге часто говорят в контексте защиты детей от издевательств сверстников в рамках учебного процесса и вне его. Это не удивительно, по данным UNICEF, в Украине каждый третий подросток становился жертвой кибербуллинга, а около 50% детей сталкивались с ним в реальной жизни. 

Но издевательства и травля в интернете может произойти с человеком любого возраста. Взрослые нередко становятся жертвами оскорбительных действий в сети. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть комментарии под публикациями политиков, знаменитостей, спортсменов и общественных деятелей в социальных сетях. 

Жертвами травли в интернете нередко становятся не только публичные персоны, но и компании. 

Целями кибербуллинга бизнеса выступает желание запугать, опозорить или дискредитировать объект травли. Атаки на бизнес часто не ситуативны, а скорее являются спланированными целенаправленными действиями со стороны недоброжелателей, имеющие совершенно конкретные задачи (снизить прибыль, отбить клиентов, разрушить репутацию), рассказывает Сергей Сароян. 

Привлечение нежелательного негативного внимания к бизнесу может принимать формы распространения ложной информации о компании, отправки угроз, выдачи себя за клиента компании или ее сотрудника и публикацию недостоверных данных и отзывов о работе компании. Кибербуллинг в таком случае можно сравнить с информационной атакой.

Иногда для осуществления травли создаются специальные страницы, посвященные жертве, где распространяется негативная информация о человеке или компании. 

Преследователями в интернете часто оказываются не только незнакомцы, но и знакомые, коллеги, бывшие романтические партнеры, бывшие сотрудники и конкуренты. Кибербуллинг на сегодняшний день становится дополнительным инструментом давления на бизнес с целью дискредитации репутации компании, конкурентной борьбы и даже вымогательства, убежден Сергей Сароян. 

Кибербуллинг может принимать форму кибертравли – длительного давления, преследования и распространения неправдивых слухов. 

Если в случае с интернет-травлей отельного человека последствиями будут ухудшение психологического, эмоционального и физического состояния объекта преследований, то в случае с бизнесом, компания даже может понести материальные убытки, потерять клиентов и получить репутационный минус, считает эксперт. 

Сегодня, травля в интернете становится предметом ответственности государственных органов. В 2019 году в Украине было введено в законодательство понятие буллинга, в том числе и травля в интернете. Однако, пока не существует единой национальной системы выявления и установления ответственности за кибербуллинг. 

Кодекс Украины про административные нарушения не так давно был дополнен статьей 173-4, которая предполагает наложение штрафа или общественные работы за осуществление буллинга в отношении участников образовательного процесса. Закон создан для защиты малолетних и несовершеннолетних детей от психологического, физического, экономического и сексуального насилия, в том числе с применением средств электронной коммуникации. К сожалению, законом не урегулирована ответственность за подобные действия в отношении взрослых и коммерческих организаций, рассказывает Сергей Сароян. 

Проблема борьбы с кибербуллингом состоит еще и в том, что объект преследований становится очень уязвим перед лицом масштабной информационной атаки. Многие люди склонны верить неправдивой информации, а те, кто не верит, редко говорит об этом публично.

В соответствии с данными опроса одной из интернет-площадок СНГ, 52% респондентов никогда не заступались ни за кого в интернете, 65% считают публичную поддержку бессмысленной, 13% боятся, что агрессия перекинется на них, 20% полагают, что они бессильны и ничего не могут сделать, чтобы поддержать пострадавшего от кибербуллинга.

Что касается борьбы с кибербуллингом и самими преследователями, Сергей Сароян рекомендует вовлекать в процесс соответствующие органы. Важно сохранять скриншоты сообщений, публикаций в социальных сетях, фотографии и электронные письма, а также копии всего, что используется в целях буллинга. Этот цифровой след может быть крайне полезен для правоохранительных органов в вопросе привлечения обидчика к ответственности. 

Если речь идет об одном или нескольких определенных лицах, совершающих подобные действия, решить проблему возможно и без вмешательства полиции. Многие площадки имеют инструменты противодействия буллингу. К примеру, Facebook и Instagram дают возможность блокировать профили, а также сообщать об оскорбительных комментариях и публикациях. 

Однако в случае системных атак, каковыми часто и бывает буллинг в отношении компаний, этих действий может быть недостаточно. 

Сергей Сароян, не так давно сам стал объектом кибербуллинга. В его случае целью подобных действий была попытка дискредитации деловой репутации эксперта в публичной плоскости, а также получение материальной выгоды за прекращение распространения недостоверной информации. 

Для борьбы с недоброжелателями эксперт обратился в департамент киберполиции Национальной полиции Украины, подал заявление по факту кибербуллинга и гражданский иск на человека, занимающегося травлей, о защите чести, достоинства, деловой репутации и опровержения недостоверной информации. Как результат, против фигуранта открыто уголовное производство по факту сообщения неправдивой, заведомо ложной информации сотрудникам правоохранительных органов из корыстных побуждений. За совершение преступления по ч.2 ст. 383 УК Украины ему грозит наказание в виде ограничения или лишения свободы на срок от 2 до 5 лет. 

Сергей Сароян считает обращение в правоохранительные органы и суд единственно верным способом борьбы с кибербуллингом в отношении публичных лиц и бизнеса. Всегда есть соблазн ответить на нападки в свой адрес симметрично, однако такие действия могут стать дополнительным стимулом для преследователя продолжать травлю в сети, уверен эксперт. Очень важно не давать буллерам загнать вас в угол, не уступить позицию силы и пресечь агрессию в свой адрес так, чтобы виновные понесли ответственность, при этом самому не потеряв доверие и уважение со стороны широкой общественности.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Просмотров: 317