В сложившихся в Украине условиях срочная концессия всех предприятий, как планирует президент Зеленский – невыгодный для страны и опасный маневр, - считает директор Института развития экономики Украины Александр Гончаров. По его словам, сегодня сложилась ситуация, когда олигархи хотят заполучить новую редакцию скандального Закона «О концессии», а «зеленая» команда готова подарить им это в качестве демонстрации электорату своей эффективности.

«Объединились интересы обеих сторон. С одной стороны есть олигархи и с другой - команда «Слуги народа», которая хочет показать свою деятельность. Здесь такое сочетание - одни хотят в коммерческих интересах получить этот закон, другие хотят показать избирателям чрезвычайно высокую производительность своей работы», - пояснил эксперт.

В таких условиях, по мнению специалистов, появляется высокий риск потери стратегически важных для Украины предприятий, которые окажутся в частных руках на крайне невыгодных для страны условиях. По словам экономиста Виктора Скрашевского, в новой редакции Закона «О концессии» необходимо предусмотреть специальные «предохранители», которые сделают невозможным быстрый и незаметный переход работающих и прибыльных предприятий в частное владение.

«Об этом риске все время говорят. Необходимо все очень четко прописать - кто за что ответственный. В договорах самой концессии. Но тут уже возникает другой вопрос. А как это будет контролироваться? Будет ли неотвратимость наказания за нарушение этих договоров», - сказал Скрашевский.

Эксперты считают, что гарантированным предохранителем от превращения концессии в «дерибан» остатков госсобственности может быть законодательное ее разделение на концессию объектов «green field» (строительство с нуля) и отдельно - концессию работающих предприятий, которые приносят прибыль в госбюджет.

«Говорят, если предприятие государственное, то ему каюк. Нет! Если там квалифицированные люди, если нет коррупционных схем, все будет отлично работать. Возьмем для примера морские порты. Мы с американскими специалистами общались в рамках программы USAID «Трансформация финансовых рынков» - так вот они уверены, что нет более привлекательных объектов, чем наши морские порты. Это очень важные активы Украины», - подчеркнул Гончаров.

Эксперты уверены, что концессия как инструмент крайне важна для Украины. В частности, для строительства новых объектов, в первую очередь, автомобильных дорог и другой инфраструктуры. Новый Закон «О концессии» может привлечь в страну сотни миллионов долларов инвестиций и ускорит экономический рост в целом благодаря появлению новых инфраструктурных проектов. Однако, при этом, действие закона не должно распространятся на построенные ранее, работающие и прибыльнее госпредприятия. Их передача в концессию в украинских реалиях превратится в схемы по фактической приватизации высоколиквидных активов.

«Вы же видите, что с ОПЗ сделали - за копейки уже выставляют. Это не потому, что люди безграмотные. А потому, что за счет коррупционных схем, за счет наращивания дебиторки – делают все, чтобы тот или иной объект дешевле отдать. Олигархи через своих политиков, через свой менеджмент - занижают стоимость таких активов», - пояснил Гончаров.

Напомним, президент Украины Владимир Зеленский заявил о срочном принятии новой редакции Закона «О концессии», которая ранее вызвала несколько волн скандалов в Верховной раде и экспертной среде. Документ окрестили коррупционным и написанным под интересы отдельных олигархов. В частности, многие аналитики считают, что новый закон разработан с целью передать в частные руки государственные морские порты, которые перечисляют в госбюджет несколько миллиардов гривен ежегодно. Не смотря на то, что новый проект Закона «О концессии» еще не принят, Кабмин запустил процесс концессионирования портов «Ольвия» и ГП МТП «Херсон». Мининфраструктуры согласовало также ТЭО концессии единственного глубоководного порта «Южный».

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: концессия инфраструктура украина экономика
Просмотров: 74