Международные автоперевозчики заявляют, что непрофессиональные действия Министерства инфраструктуры во главе с Владиславом Криклием лишают их права на труд, ведут к потере украинскими компаниями позиций на рынке и к усилению оттока кадров за рубеж. 

23 января состоялась пресс-конференция Забастовочного комитета Ассоциации международных перевозчиков Украины «Хаотичность действий Министерства инфраструктуры и Укртрансбезопасности ведет к коллапсу в отрасли международных автоперевозок». Участвовавшие в мероприятия представители АсМАП сообщили, что перевозчики готовы к активным протестам, включительно с перекрытием трасс, если Правительство не прислушается к позиции участников рынка.

Причиной конфликта бизнеса с руководством Министерства инфраструктуры стал новый порядок выдачи разрешений на международные перевозки, вступивший в силу с 2020 г. Этим порядком предусмотрено электронное бронирование разрешений на перевозки.

Министр Криклий позиционировал создание транспортного портала электронных услуг e-transport.gov.ua, как «крутую цифровую новость».

Новость, возможно, и «крутая». Но сам портал оказался – не очень…

Мало того, что его работа сопровождается многочисленными сбоями и нефункциональностью, так еще оказалось, что бронирование заявки (за которое нужно заплатить 20 гривен) не освобождает от необходимости оформлять бумажные документы, что вынужден был признать и Криклий.

Но настоящим шоком информация о «реформе» стала для автоперевозчиков. Как утверждали участники пресс-конференции, в течение ноября-декабря представители министерства вели диалог с участниками рынка о совершенно других изменениях в работе.

Новации, озвученные Криклием 27 декабря прошлого года, стали неприятным сюрпризом для международных автоперевозчиков. И, несмотря на то, что министр «рапортовал» об успехах работы новой электронной услуги, реальность на границах для водителей разительно отличается от виртуальной «картинки» Криклия.

Очереди, проблемы с получением разрешений никуда не делись. Ко всему этому добавилась еще одна «головная боль». Дело в том, что новая система позволяет одному перевозчику бронировать нелимитированное количество разрешений, но никак не обязывает воспользоваться ими. Как следствие, возникают ситуации, когда фуры, которым уже нужно везти груз, не получают разрешений, так как эти разрешения уже забронированы кем-то «на всякий случай».

В общем, кризисные явления были четко зафиксированы участниками рынка. АсМАП начала «бить в набат» еще 10 января. Ассоциация обратилась в Министерство инфраструктуры, подчеркнув, что по поводу нового порядка выдачи разрешений не была проведена разъяснительная работа. Кроме того, оказалось, что для бронирования доступны 60% всего пакета разрешений. Остальные оформляются по старой системе. Это стало еще одним фактором хаоса и дезорганизации рынка.

Но министр ответил инфографикой, сообщив, что услугами портала воспользовалось 1,3 тыс. перевозчиков, которые забронировали 8 тыс. разрешений на международные перевозки.

«Реформа» для многих международных перевозчиков обернулась тем, что их машины в этом году еще не покидали гаражи. А это – потерянные контракты, снижение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, социальное напряжение.

Министр упорно не желал идти на диалог с представителями отрасли. Ему, видимо, недосуг было. Он «не удержался» от поездки в Давос, где стал косвенным соучастником конфуза украинских чиновников, поспешивших объявить о передаче «Укрзализныци» в управление Deutsche Bahn AG. Правда, немецкую сторону об этом «не поставили в известность», и она опровергла громкое заявление. Впрочем, это предмет другого разговора.

Автоперевозчики предприняли ряд попыток путем диалога решить проблему, созданную неуемной жаждой министра к пиару на «диджитализации». Эти попытки к успеху не привели. И бизнес перешел к решительным действиям.

Был создан Забастовочный комитет международных автомобильных перевозчиков Украины. 17 января комитет направил Премьер-министру А.Гончаруку обращение, в котором указал, что политика Министерства инфраструктуры является непоследовательной, а новые правила оформления разрешений на международные перевозки содержат коррупционные риски.

Забастовочный комитет настаивает на отмене системы электронного бронирования, увеличении количества разрешений для наиболее дефицитных направлений, обеспечении общественного контроля над работой комиссий по выдаче разрешений.

А еще – комитет требует проводить ответственную кадровую политику в отрасли и назначать на должности людей с профильным образованием и опытом работы по специальности не менее 5 лет.

Последнее требование, практически, является прямым выпадом в адрес министра Криклия. Он пришел на должность, не имея опыта работы в инфраструктурной отрасли. Его «максимальное сближение» с транспортом – ликвидация ГАИ в период работы в Министерстве внутренних дел. Ну, и еще, Криклий работал в компании Tickets.ua до госслужбы. И на его имя зарегистрирована торговая марка VKASSU.

Следует отметить, что в истории с транспортным порталом электронных услуг Криклий не первый раз оказался под прицелом критики за пиар на откровенно недоработанном сервисе. Критические комментарии пользователей сервиса по тестированию знаний Правил дорожного движения, который в 2017 году нынешний министр инфраструктуры продвигал не менее рьяно, чем сейчас – e-transport.gov.ua, дают предельно четкое представление о том, чего ожидать от «диджитализации инфраструктуры» под руководством Криклия…

Но вернемся к пресс-конференции международных автоперевозчиков. Тема непрофессионализма чиновников МИУ прошла красной нитью сквозь нее. «Непрофессионалы собирают вокруг себя непрофессионалов, чтобы они могли говорить между собой на одном языке», - заявил предприниматель Виктор Познихиренко, комментируя позицию МИУ в отношении рынка международных автоперевозок.

Поводом к такому выводу стала ситуация, сложившаяся вокруг конкурса на должность первого заместителя главы «Укртрансбезопасности». По мнению Александра Благодира, также работающего в международных автоперевозках, победа в конкурсе запланирована для Ирины Ставнийчук. «Она когда-то работала с министром инфраструктуры. Она по образованию эколог, работала помощником депутата, потом в аппарате президента, а потом работала над реформой сервисных центров МВД. Человек совершенно далек от перевозок», - подчеркнул Благодир.

Кстати, директор «Укртрансбезопасности» тоже никогда не работал в отрасли перевозок.

Иными словами, по мнению международных перевозчиков, вокруг министра инфраструктуры формируется среда, которая попросту неспособна понять потребности бизнеса.

И в свете этого вывода очень пессимистично выглядят перспективы разрешения конфликта после встречи международных перевозчиков с министром. Вернувшись из Давоса, Криклий наконец-то нашел время для разговора с бизнесом, который уже несколько недель переживает кризис, спровоцированный Министерством инфраструктуры.

Диалог, конечно, нужен. Но он может способствовать прогрессу, только если обе стороны понимают, о чем они говорят. В отношении же понимания «матчасти» руководителями МИУ есть сомнения.

Поэтому, нельзя исключить, что в скором времени фуры перекроют трассы. Как на это отреагирует министр? Постом в Facebook? Сообщит о каком-нибудь очередном «крутом цифровом сервисе»? Например, о сервисе е-забастовок. А почему – нет? Диджитализация – так диджитализация!

Хотя, если дойдет до забастовки, нужна будет реакция уже не министра, а Премьера, Президента и парламентского большинства. Глава государства уже призывал главу Кабмина подумать о возможном кадровом усилении Правительства.

Думается, у международных автоперевозчиков есть предметные соображения на счет того, какая именно кадровая позиция в Правительстве требует немедленного кадрового усиления.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Просмотров: 830