Председатель наблюдательного совета ПАО «Харьковский плиточный завод», директор и владелец Керамической группы «Голден Тайл» Валентин Шеветовский

Украина, имея уникальные запасы глины и удачное географическое расположение, может увеличить производство керамической плитки в 10 раз, выйти на рынки стран Евросоюза и Китая – лидеров на мировом рынке керамической плитки. Однако если бизнес готов достигать этих высоких целей, власть действует очень медленно и нерешительно.

Внутренний рынок: увеличение в 10 раз

На сегодняшний день в мире растет производство и потребление керамической плитки. Согласно статистике, за период с 2006-го по 2015 год производство этой продукции в мире выросло почти вдвое – до 12,3 млрд кв.м. Керамика вытесняет некоторые природные материалы, например, мрамор.

Отечественный рынок тоже демонстрирует рост этого сегмента рынка. Так, в прошлом году объем производства плитки увеличился на 16,6% по сравнению с 2015-м и составил 45,9 млн кв.м. В денежном эквиваленте потребление керамической плитки в Украине превысило 5 млрд грн.

Несмотря на это, до сих пор потребление плитки на жителя Украины остается меньшим, чем в соседних странах, а дефицит на внутреннем рынке составляет 5 млн кв.м. Это и не удивительно, учитывая бум в строительной отрасли – только в Киеве и области сейчас работает около 600 строительных площадок. Поэтому потребление керамической плиты колоссальное.

Стоит отметить: если часть потребителей готовы покупать только дешевую продукцию, уже появился сегмент, который желает качественную продукцию и готов платить за это соответствующие деньги. Все чаще покупатели отдают предпочтение украинской продукции. Так, за последние 16 лет отечественные изделия серьезно потеснили импортные на внутреннем рынке. Если в 2008 году более 60% рынка занимала продукция в основном из Италии и Испании, то в прошлом году ее осталось менее четверти, или 9,4 млн кв.м.

Сейчас Украина производит почти 50 млн кв.м керамической плитки и может нарастить производство в 10 раз, что будет свидетельствовать о росте ВНП на 12%.

Экспортные возможности: потеснить лидеров на 50%

Имея такой потенциал, украинские производители могут занять место среди лидеров и на мировом рынке, потеснив основных экспортеров – Китай, Италию и Испанию - на 50% и поставляя 400 млн кв.м в год.

Еще 10 лет назад, согласно выводам исследований профессора Университета Модены Тициано Бурсе, Украина была второй в мире после Китая по инвестиционной привлекательности производства высококачественной керамической плитки. И это благодаря большим залежам основного сырья, необходимого для изготовления плитки, глины и пегматита. Сегодня же, учитывая рост зарплат в Китае, мы переместились в лидеры.

Стоит учесть и удачное географическое расположение: Украине «рукой подать» до рынков стран ЕС и СНГ, есть возможность экспортировать водным транспортом в США, арабские страны, Китай и др.

Внешнюю торговлю плиткой Украина начала в 2001 году, к 2012 году объем экспортируемой продукции вырос на 28,8 млн кв.м. Далее, до 2015-го продажи снизились на 36%, до 10,4 млн кв.м, в основном из-за падения потребления на рынке РФ. Сейчас в структуре экспорта преобладают страны бывшего СССР, на страны ЕС приходится 7%. При этом отечественные производители постоянно расширяют географию продаж, наращивают объемы. Так, экспорт продукции ХПЗ составляет около 40%. Мы экспортируем в 26 стран мира. И уверены, что когда пойдем путем индустриализации, то сможем конкурировать на европейском рынке по цене даже с Китаем, мировым производителем керамической плитки №1.

Главные препятствия: бюрократия и монополии

Я уверен: все эти высокие цели вполне реальны, если производители будут иметь возможность конкурировать. Сейчас нарастить производство керамической плитки как для внутреннего потребления, да и на внешние рынки, мешают существенные препятствия.

Первая – это власть и бюрократия. Еще во времена президентства Леонида Кучмы в Украине состоялось слияние олигархов и государственной власти, которой выгодно, чтобы бизнес был не прозрачен. Мне нравится современная власть, она делает маленькие шаги к ликвидации монополий, но очевидно, что сейчас этого недостаточно.

Второе препятствие – экспорт сырья и затрудненный доступ к разведке новых рудников. Лишь за последние 5 лет из Украины ежегодно вывозили почти по 4 млн т глины. Из такого количества сырья можно изготовить более 400 млн кв.м керамической плитки. Мы вывозим глину, даем работу итальянцам и испанцам, а потом еще и импортируем их керамическую плитку.

Исправить ситуацию можно, введя акциз на экспорт глины. Также стоит упростить процедуру получения лицензии на геологоразведки и добычи  сырья.

Не меньше вреда наносят отрасли государственные монополии - такие, как «Укрзализныця», облэнерго, Госнадзорохрантруда, «Укравтодор» и другие. К примеру, процедура подключения энергосетей и коммуникаций для ввода в эксплуатацию новых производственных возможностей остается забюрократизированной и дорогой, безосновательно длительной.

Можно перечислять и дальше те препятствия, которые приходится преодолевать отечественным производителям керамической плитки, так как их очень много. Для нас же лучше действовать, работать, внедрять новые технологии и увеличивать мощности. В ответ ждем от власти решительных, конкретных действий в сжатые сроки.

Вспоминаются слова эмигранта из Украины Натана Щаранского, который в свое время занимал должности министра промышленности и торговли, министра строительства Израиля: «В условиях войны гражданин может любить жизнь, наслаждаться жизнью в своей стране. Для этого государство, общество должны снять все ограничения в отношении экономических и социальных инициатив граждан, что сделает возможным собственный вклад в развитие государства, и, как результат, гражданин получит ощущение оптимизма, полной свободы ».

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: керамическая плитка Харьковский плиточный завод Голден Тайл
Просмотров: 1029