Если бы в Украине не было "газового" дела Тимошенко сегодня, его надо было бы начать завтра. Иначе власти не было бы смысла проводить показательную реформу по декриминализации 18-ти статей Уголовного кодекса страны, касающихся экономических преступлений. Грубо говоря, создается впечатление, что без процесса над Тимошенко эта реформа вообще не была нужна ни главе государства, ни его окружению, заинтересованному в обязательной "посадке" экс-премьер-министра. Тем более, что после принятия президентской инициативы в парламенте стало ясно: ничего хорошего Юлию Тимошенко не ждет.

Оппозиция "в пролете"

Нельзя сказать, что надежды на положительный исход жарких парламентских "трений" не было совсем. В начале недели представители оппозиции были настроены позитивно. Тем более, что в Верховной Раде они зарегистрировали не один альтернативный президентскому законопроект. Документов было пять. Это, кстати, в очередной раз показало, что ни о каком едином мнении в рядах оппозиции и речи быть не может. Хотя каждый из документов так или иначе дублировал остальные.

В частности, в одном из них предлагалось изъять из положений статей 364-365 политические субъекты, такие как Премьер-министр и министр. Фактически, исключить из перечня правонарушителей людей, принимающих политические решения. Второй оппозиционный законопроект о декриминализации предлагал почти то же самое. А третий дополнялся нормой, согласно которой, как только сдетствие устанавливало бы, что речь идет о деятельности политического субъекта, то дело нужно закрывать. Еще одним из оппозиционных законопроектов предлагалось статью 365, по которой судят Тимошенко, просто отменить. Отличие этого документа от остальных было лишь в том, что он уже был внесен в повестку дня Верховной Рады. Остальные нужно было еще вписать в планы депутатов. Но не сложилось. Все эти законопроекты не прошли испытание парламентом. Таким образом, большинство "расчистило" поле для декриминализации "от Януковича".

Компромисс ради Тимошенко невозможен

В четверг в течение дня представители оппозиции пытались как-то исправить ситуацию и внести пресловутую 365-ю статью в президенсткий закон о декриминализации. И, сколько бы спикер Верховной Рады Владимир Литвин не рассказывал о том, что существует три варианта выхода из создавшегося положения и один из них обязательно устроит всех, так не вышло. Ближе к двум часам дня оппозиция окончательно потеряла "запал". "Движения навстречу нет никакого. Нет ни надежды, ни проблесков", - отметил глава фракции БЮТ-Батькивщина Иван Кириленко.

При этом политик высказал предположение, что во вторник (11 октября, предварительный день оглашения приговора по "газовому" делу Тимошенко) Юлии Владимировне "впаяют" лет семь тюремного заключения. Правда, по словам Кириленко, фракция все равно не будет сдаваться. "Мы подадим поправку в законопроект Президента относительно декриминализации статьи, по которой проходит Тимошенко. Но я же вижу по лицам своих коллег - глухонемая сцена, то есть, она не пройдет", - отметил он.

В свою очередь, в Партии регионов подчеркнули, что не понимают, почему нужно переписывать качественный законопроект "под одного человека". "Мы категорически против того, чтобы вносить изменения в законодательство, в том числе и уголовное, под одного человека. Мы хотели бы системно работать в этом направлении. А здесь, к сожалению, пока системной работы не получается", - заявил глава Партии регионов Александр Ефремов.

Гуманизация по версии Януковича

Итогом "переговоров", вполне ожидаемо, стало принятие президентского законопроекта о декриминализации ряда статей Уголовного кодекса. За документ проголосовало 278 народных депутатов. И никаких предложений оппозиции в нем, естественно, не оказалось. Президентский законопроект предусматривает лишь декриминализацию хозяйственных преступлений. "Мы прогнозируем, что принятие этого законопроекта сделает невозможным маски-шоу и других сделок, когда государство общается с бизнесом", - отметил руководитель Главного управления по вопросам судоустройства администрации президента Андрей Портнов, представляя законопроект.

По его словам, этим законом "устанавливается меньше возможностей для суда и правоохранителей применять этот закон для давления на инвестиционную среду". "Устанавливаются механизмы, по которым ты, если совершил преступление, ...заплатишь государству штраф, и не надо тебя держать в тюрьме", - сказал Портнов. И добавил, что пока человек находится в тюрьме за экономическое правонарушение, на воле его лишают бизнеса.

В свою очередь, глава фракции Партии регионов Александр Ефремов уточнил, что президентский законопроект о гуманизации Уголовного кодекса в сфере экономических преступлений касается исключительно субъектов предпринимательской деятельности. "То есть, он не распространяется на государственных служащих, на государственных чиновников, на бюджетную сферу. Документ предполагает, что если совершено экономическое преступление - совершивший его гражданин может материально компенсировать нанесенные убытки и избежать уголовной ответственности... Причем до момента ухода судьи в совещательную комнату стороны могут договориться между собой и, если была произведена компенсация, то, насколько я понимаю, обвиняемый будет считаться несудимым", – отметил он.

Однако, по словам Ефремова, в документе существует ряд моментов, которые нужно доработать.

Недостатками нас не удивить?

Эти "моменты" уже вовсю критикует оппозиция. Так, по словам народного депутата от БЮТ-Батькивщина Виктора Швеца, научно-экспертное управление Верховной Рады изложило свои претензии к президентскому законопроекту на 16-ти страницах. Действительно, в заключении специалистов управления говорится о том, что законопроект №9221 содержит в себе положения, которые не смягчают, а наоборот, усиливают ответственность. "Отдельные изменения, предложенные проектом, не только не смягчают ответственность за указанные категории преступлений, а наоборот, усиливают ее. В частности, вряд ли можно признать гуманизацией предоставление возможности суду заменять неуплаченную сумму штрафа лишением свободы (ч. 5 ст. 53 Уголовного кодекса Украины, ст. 410 Уголовно-процессуального кодекса Украины в редакции законопроекта) сроком до 12 лет", - отметили эксперты.

При этом специалисты главного экспертного управления парламента обращают внимание на то, что часть 5 действующей редакции статьи 53 Уголовного кодекса позволяет заменять штраф только общественными или исправительными работами.

Помимо этого, представители парламентского меньшинства уверены, что президентский законопроект, фактически, позволяет узаконить мошенничество. "За махинации с банковскими картами вместо 2-5 лет тюрьмы предлагается назначать штраф в 85 – 170 тыс. грн. Фиктивное предпринимательство будет "стоить" 85 тыс. грн. вместо 5 лет лишения свободы. Максимальный штраф за организацию казино или зала игровых автоматов (с 2009 года они все нелегальные) – 850 тыс. грн. Этими штрафами не напугаешь правонарушителей! В связи с чем после вступления закона в силу следует ожидать всплеска волны мошенничества, особенно на фондовом рынке, а также в крупном бизнесе", – заявила заместитель главы фракции БЮТ-Батькивщина Елена Шустик.

Что ж, этот законопроект не идеален. Как, пожалуй, все законопроекты, которые принимает Верховная Рада. Однако хочется верить, что ко второму чтению документ, действительно, доработают. С учетом "фактора Тимошенко" или без него. И только тогда можно будет увидеть, какая из групп влияния победила Президента.

Теги: законопроект янукович тимошенко преступление декриминализация
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 3592