Получив возможность дважды возглавить правительство, ни один из них не добился видимых успехов, зато стал фаворитом президентской гонки. Надеяться на то, что, заняв президентское кресло, Тимошенко или Янукович начнут долгожданные реформы, наивно.

Пятилетка Тимошенко - Януковича

Давать оценку работе правительства в Украине принято, основываясь на макроэкономических показателях: темпах роста ВВП, инфляции, безработице в стране. Однако многочисленные аналитики забывают о том, что экономический рост в нашей стране зависит не столько от усердия очередного Кабинета Министров, сколько от динамики мировых цен на основные статьи украинского экспорта, в частности, металл и азотные удобрения.

Впрочем, полностью освобождать украинские власти от ответственности за происходящее в стране вряд ли стоит. Кому как не им держать ответ за отсутствие видимых реформ, рекордные в Восточной Европе темпы падения промышленности и зарплат, почти двукратное хаотичное обесценивание национальной валюты и последние строчки, которые страна занимает в рейтингах экономических свобод и уровня коррупции.

Прошедшие пять лет дали возможность обоим фаворитам президентской кампании дважды возглавить правительство - главный орган экономической власти в стране. Что изменилось за это время? В рейтинге восприятия коррупции Transparency International в 2004 г. Украина находилась на 122-м месте, сейчас — на 146-м. В рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума — поднялась с 86-го всего на 82-е место, при этом по качеству публичных институтов опустилась с 97-го места из 104 до 120-го из 133. В рейтинге условий ведения бизнеса Всемирного банка Doing Business — опустилась со 124-го на 142-е. В рейтинге экономических свобод 2010 Index of Economic Freedom, составленном Heritage Foundation и The Wall Street Journal, Украина занимает 162-е место среди 183 стран мира, соседствуя с Бурунди, Того, Либерией и Восточным Тимором.

Лгут на равных

Концепцию долгожданных налоговых реформ правительство Януковича приняло лишь в период своего второго пришествия, в 2007 году. Два года спустя, не будучи воплощенной в жизнь, она была отменена распоряжением Кабмина Тимошенко. Даже новый закон об акционерных обществах, призванный заменить закон 1991 г., с потугами был принят только осенью 2008-го. Чем же тогда занимались пять лет Янукович и Тимошенко? Борьбой за власть и подкупом избирателей.

Начало состязанию на этом поприще положили президентские выборы-2004. Пять лет назад благоприятная ситуация на сырьевых рынках для украинских экспортеров дали возможность правительству Януковича повысить зарплаты и пенсии перед выборами. Однако в итоге дефицит бюджета 2004 г. составил 11% от ВВП - рекордный уровень с 1998 г (больше было только в 2008 году – 14,2%). А уровень инфляции - 12,3%. Два года спустя его же (Януковича) правительство успешно повторило этот опыт, в рамках созданной при непротивлении Ющенко антикризисной коалиции.

В 2007-м флаг популизма из натруженных рук Януковича снова вырвала Юлия Тимошенко. Подвергнув жесткой критике социальные инициативы своего политического оппонента, она тут же занялась показушным возмещением части средств вкладчикам Сбербанка СССР, раздачей щедрых обещаний избирателям на будущее, но никак не реанимацией экономики. В итоге инфляция за 2008 год - 12,3%, что аналогично 12,3% в 2004-ом, во время премьерской каденции Януковича.

Гривна за неполные 2 года обесценилась, исходя даже из официального курса Национального банка, в 1,6 раза. Произошло рекордное за 15 лет падение темпов промышленного производства (-21,9%) и ВВП (по данным за ІIІ квартал 2009 г. он снизился на 15,9%). Данные о выполнении бюджета правительство Тимошенко продолжает скрывать. Однако, по данным секретариата президента общий фонд госбюджета не выполнен по доходам на 12,4 млрд. грн. С учетом планового дефицита, рекапитализации банков и НАК Нафтогаз Украины дыра бюджета достигла 81,5 млрд грн. Такая дыра заставит любое правительство после выборов немедленно заморозить рост социальных выплат. Следовательно, вся нынешняя предвыборная риторика кандидатов о "социальной проблематике" - ложь. А их заочные диспуты друг с другом касаются не обсуждения того, как минимизировать последствия кризиса для страны. Не промышленной политики. Не энергетической безопасности. Не налоговых реформ. Главное – упрекнуть своего оппонента в "слабой заботе" о простых украинцах.

Эпидемия популизма

Не стоит ожидать реформ и экономического чуда, если политики не только не имеют стратегии экономического развития, но даже не разбираются в происходящем - в кризисе. Судорожные и малоэффективные действия по стабилизации экономики только доказывают полное отсутствие у политиков представления об истинных причинах возникновения кризиса в стране, адекватной оценки происходящего и сценария дальнейшего развития событий. За год кризиса в стране ни правительство, ни оппозиция так и не представили свои действенные программы борьбы с ним. Власти не хотят разбираться с фундаментальными причинами происходящего, полагая, что решить все проблемы можно вбрасыванием в экономику все новых и новых кредитных денег. $16,8 млрд. от Международного валютного фонда – это и есть главная антикризисная программа Украины. Эффекта от этой программы пока не видно, потому что полученные из-за границы деньги тратятся не на кредитование реального сектора, а на выплату зарплат и пенсий, оплату импортного газа и поддержку близких к правительству собственников проблемных банков, якобы страдающих от недостатка ликвидности.

Судорожные и малоэффективные действия по стабилизации экономики только доказывают полное отсутствие у политиков представления об истинных причинах возникновения кризиса в стране, адекватной оценки происходящего и сценария дальнейшего развития событий.

Так и не разобравшись, кого нужно поддерживать - отечественного производителя, олигарха, директора или конкуренцию, свободный рынок и приток инвестиций, власти по-своему понимают защиту бизнеса. Для правительства Тимошенко - это льготы металлургам, еще в начале 2009 года продававшим свою продукцию в Украине на 25-30% дороже, чем на мировых рынках; декларируемая поддержка технически отсталого авиастроения и убыточных шахт, а также высокие импортные пошлины.

А что же политический противник Тимошенко? Антикризисные инициативы крепкого хозяйственника Януковича – это словесная критика действий правительства, требования повысить минимальную зарплату, пенсию, соцвыплаты - и все.

Популизм – это болезнь легко переносимая самой властью, но приводящая к тяжелым осложнениям у населения и бизнеса. Просто проявляются эти осложнения со временем, когда уже никто не помнит о причине. Это заставляет носителей инфекции сознательно не лечить ее – так легче и проще. Ну, например, никто, кроме заемщиков, взявших гривневые кредиты, — не любит инфляцию, но маленькая пенсия и зарплаты — это политическая проблема сегодня, а инфляция — проблема завтра. Носителей этого заболевания выручает только перманентный кризис в стране, с которым бороться тоже не так уж выгодно, ведь кризис — удобное время для популизма.

Назад в будущее

Там, где у властей нет четких планов и стратегий, они вынуждены имитировать бурную деятельность. Чаще всего это происходит с нарушением базовых экономических принципов и игрой в социализм. После чего политики вынуждены начать ликвидацию последствий своих просчетов, прибегая к кампанейщине. Так рождались в Украине "бензиновый", "сахарный", "мясной", "масляный", "аптечный" кризисы. Руководствуясь заботой о стране, чиновники закрывали границы для зерна и гноили урожай на элеваторах и в портах. Стоит сказать, что на счету Виктора Януковича таких кризисов меньше, чем у Юлии Тимошенко. Но это не делает его лучшим кандидатом, поскольку каждый из них в равной степени демонстрирует склонность к клановому ручному управлению экономикой. Вряд ли стоит надеяться, что с приходом на Банковую один из кандидатов избавится от этой привычки – они ставят перед собой другие цели.

Виктор Янукович представляет крупный капитал Донбасса, один из главных интересов которого состоит в получении максимально дешевого газа. Еще две не уступающие по важности задачи называет депутат от Партии регионов, вероятно, будущий премьер Николай Азаров: господдержка и налоговые льготы для экспортных предприятий, а также получение контроля над распределением государственных финансов. Последнее немаловажно для партии, так долго находившейся в оппозиции. Исходя из этого можно предположить, что Янукович, отражая позицию экспортной олигархии, вряд ли будет ратовать за укрепление гривны, а до малого бизнеса и реформ в ближайшее время у него вряд ли дойдут руки. В своей избирательной программе Янукович честно указал, что не стоит ждать налоговых послаблений раньше 2011 года.

Победа Юлии Тимошенко на президентских выборах тоже не заставит гадать, каким будет ее пребывание на посту. Действующий премьер известна своими резкими популистскими заявлениями и способностью жертвовать многим ради достижения своей цели. А цель у нее одна – укрепление единоличной власти в стране. Тактика ее действий будет продиктована не избирательной программой, в которой нет ни одной цифры, связанной с экономикой, а сиюминутной необходимостью - свести счеты или отблагодарить друзей. Достаточно вспомнить, с какой легкостью Тимошенко согласилась с повышением цен на российский газ для того, чтобы устранить своего противника Дмитрия Фирташа и нанести очередной удар по донецким олигархам, так зависящим от российского топлива. Добилась вступления в ВТО, а затем, оказывая поддержку своим однопартийцам, ввела заградительные пошлины, рискуя международным скандалом. Тимошенко - давняя сторонница крепкой национальной валюты. Два ее премьерства ознаменовались укреплением гривны. Это позволяет ее правительству меньше платить за газ России и бьет по позициям крупных экспортеров, которых блок ее имени постоянно обещает лишить части доходов. В нынешней кампании премьер также не преминула отметить, что будет добиваться укрепления курса нацвалюты к доллару до 6-6,5 гривен.

Для экономики по большому счету все равно, кто победит. Янукович и Тимошенко сегодня готовят себя и страну к двум срокам своего президентства. Рассчитывать на то, что десят лет политические противники будут бездействовать, не приходится. Все это время будут идти сражения за полномочия, ресурсы и голоса избирателей - сражения в правительстве, с президентом, в парламенте и местных советах. А значит кризис власти продолжится, политикам снова будет не до работы и реформ в стране. Прорыва в Украине для людей не предвидится. Рассчитывать, как и во все прошлые годы независимости, стоит только на себя.

Чем отличились Янукович и Тимошенко в правительстве

Три пришествия


Первое походТимошенко в Кабмин качестве вице-премьера в 2000 г. Фото: UNIAN

Впервые в правительстве Юлия Тимошенко появилась в декабре 1999 года в качестве вице-премьера по вопросам топливно-энергетического комплекса. Работая в тесной связке с премьером Виктором Ющенко ей удалось проделать колоссальную работу – в короткое время разрушить бартерные схемы, царившие в украинском ТЭК, выплатить зарплату шахтерам и обеспечить топливом украинские АЭС. Триумф властной молодой вице-премьера, один взгляд и окрик которой заставлял нервничать владельцев шахт, облэнерго и облгазов, сорвала отставка в январе 2001 года. Несколькими месяцами позже был уволен и ее непосредственный начальник – премьер Ющенко. Однако работу, проделанную Тимошенко в этот период, без преувеличения можно считать самым серьезным ее достижением на посту государственного чиновника.

Второе пришествие Тимошенко во власть состоялось после "оранжевой" революции – 4 февраля 2005 года. Правда в этот раз тандем Ющенко-Тимошенко оказался не столь прочным. Через восемь месяцев премьер была уволена президентом Ющенко из Кабмина по формальному обвинению в популизме - уже тогда все понимали, что суть конфликта состоит в конкуренции на будущих выборах. За непродолжительный срок премьерства Тимошенко успела наделать много шуму, чего стоит только ее заявление о намерении пересмотреть итоги приватизации и вернуть государству через суд 3 тыс. компаний. На практике была оспорена продажа только нескольких предприятий. А возвращено в госсобственность и перепродано всего одно – "Криворожсталь". Досталось от Тимошенко и ценам. В апреле–мае 2005 г. Кабмин ограничил предельные цены на нефтепродукты. Бензин стал исчезать с заправок. Кроме того, правительство пыталось уменьшить число посредников при торговле мясом – также безуспешно. В марте 2005 г. парламент по протекции Тимошенко отменил льготы по налогам для свободных экономических зон (СЭЗ). Зоны были расположены, в основном, на территории политических противников - в Донецкой области и использовались для минимизации налогов при импорте продовольствия и других товаров.

В апреле 2005 г. курс гривны по отношению к доллару был укреплен с 5,3 до 5,05 грн – этот шаг был сделан под давлением Юлии Тимошенко, которая занимала тогда пост премьера и был выгоден бизнесменам-импортерам, которые ее поддерживали. Тимошенко не была бы самой собой, если бы не применила свою традиционную избирательную технологию - обещание справедливой реприватизации. Еще в ходе предвыборной парламентской гонки 2007 года она обещала вернуть государству пакет акций крупной энергетической компании "Днепрэнерго", владельцем которого является миллиардер Ринат Ахметов — по сути, мажоритарный акционер конкурирующей Партии регионов. Однако противостояние с президентом Виктором Ющенко и отсутствие поддержки судей не позволили ей добиться видимого успеха в этом начинании. Единственное, что удалось отнять Тимошенко за время своего второго премьерства - это права американской Vanco Energy добывать нефть и газ на шельфе Черного моря. Решение было принято сразу после того, как стало известно, что партнером Vanco Energy должна была стать одна из компаний извечного спарринг-партнера премьера в борьбе за соцсправедливость — Рината Ахметова.

Не имея возможности провести кровопролитное наступление на олигархов, Тимошенко сосредоточилась на масштабных популистских акциях, время от времени отвлекаясь на точечную зачистку своих политических и экономических противников. Этому она посвятила весь свой третий срок пребывания в правительстве, который начался в декабре 2007 г. Начав с массированной PR-акции по возврату утраченных после распада СССР вкладов Сбербанка, она очень быстро переключилась на ручное управление экономикой. В 2008 году рост цен на продукты питания раздражал электорат и портил показатели инфляции, укрощение которой премьер определила своей задачей. Правительство начало массированное наступление на крупнейшие торговые сети с требованием ограничить свои торговые наценки на уровне 10%. Одновременно Тимошенко вела отчаянную борьбу с дорожающей курятиной и маслом. Последняя битва была проиграна – после попытки ограничить рост цен, подсолнечное масло также исчезло с полок, как за два года до этого исчезал из продажи бензин.

В 2008 году Тимошенко не стала разочаровывать аналитиков, прогнозировавших в случае победы на выборах и получения ею поста премьера, укрепление гривны. В мае-июне курс национальной валюты действительно неожиданно укрепился с 5,05 до 4,61 гривен за доллар, вызвав панику среди населения, продолжающего хранить все свои сбережения в иностранной валюте.

Зимой 2008 Тимошенко начинает газовое противостояние с Россией, цель которого одна – убрать газового посредника компанию RosUkrEnergo за которой стоит Дмитрий Фирташ. Ради этого премьер, так долго корившая Януковича за подорожание российского газа с $95 до $130, а затем и до $179,5 (в 2008 году) за тыс. кубометров, соглашается более чем на двукратное подорожание газа. С первого квартала 2009 года "Газпром" начинает продавать на газ для Украины по цене $360 за тыс. куб м. Потом весь год цена постепенно снижается, однако среднегодовая стоимость топлива все равно составляет порядка $270,95 за тыс. кубометров. Согласно десятилетнему контракту между "Нафтогазом" и российским "Газпромом", сегодня цена на газ для Украины определяется каждый квартал по специальной формуле, учитывающей мировые цены на нефтяное сырье. Поэтому "Газпром" прогнозирует, что в январе-марте 2010 года цена импортного газа для Украины составит около $300-310 за тыс. кубометров. Примерно столько же сегодня платит Европа.

Чем ближе приближалась дата президентских выборов, тем более активна в своих популистских начинаниях становилась Юлия Тимошенко. Вклады Сбербанка СССР заменила акция по возврату вкладов обанкротившихся банков, борьба с аптеками, прячущими лекарства от гриппа, и визиты на "Криворожсталь" с требованиями к уже новым хозяевам поднять зарплату рабочих. Демагогия премьера пока не заставила отвернуться от нее избирателей, но уже начинает надоедать ее партнерам. Упрекнув власти в невыполнение обязательств, под которые они получали деньги, из Украины отбыла миссия МВФ - до лучших, поствыборных времен.

Все будет Донбасс

Губернатор Донецкой области Виктор Янукович подписывает послание потомкам, Донецк, июнь 2001 г. Фото: UNIAN

Назначение в ноябре 2002-го малоизвестного губернатора Донецкой области Виктора Януковича премьер-министром не вызвало тогда особой настороженности. Он мало выделялся среди череды серых консервативных бюрократов, к мельканию которых все привыкли при Леониде Кучме. Однако нарастающая мощь донецкого клана привела к тому, что через год о нем заговорили как о "политике-тяжеловесе" и возможном преемнике Кучмы. Янукович – консерватор, не имеющий и сотой доли пассионарности Тимошенко. За финансы в его правительствах отвечал Николай Азаров, известный плохим знанием украинского языка, пристрастием к вязанным жилеткам и ручному регулированию экономики. Их совместная работа в первом правительстве вряд ли запомнилась особыми достижениями или громкими провалами. И если бы не наиболее активные темпы экономического роста за период независимости (благодаря удачной конъюнктуре мировых рынков металлов, а не за счет реформ в экономике), период первого премьерства Януковича вполне можно было бы назвать "застоем" в брежневском смысле.

К скромным заслугам правительства Януковича можно отнести выведение Украины из черного списка FATF (стран, не борющихся с отмыванием денег) и, в определенной мере, повышение степени социальной защиты - прожиточный минимум и минимальная зарплата сблизились. Был снижен уровень номинальной безработицы, однако при этом наблюдались умеренные темпы инфляции (нельзя одновременно бороться с одним и вторым, последнее характерно и для первого, и для второго пришествия Януковича). Правительству Януковича также удалось установить тесный контакт с участниками нефтяного рынка, позволяющий оперативно решать вопросы развития нефтяной отрасли и не допускать резких спекулятивных скачков цен на нефтепродукты. Практически все время своего второго премьерского срока (август 2006 – декабрь 2007) Янукович потратил на противостояние с президентом Виктором Ющенко и покупку конституционного большинства в парламенте, отдавая все силы политической борьбе, но никак не экономике. Закончилось все, напомним, роспуском ВР и отставкой Кабмина. В нынешней кампании, пытаясь отодрать клеймо пророссиского политика, Янукович заговорил было о евроинтеграции и пересмотре газовых контрактов с Россией. Но позже исправился, вытащив на публику припавшие пылью темы - газовый консорциум по управлению украинской ГТС и единое экономическое пространство. Последним предвыборным хитом от Януковича стала уже испытанная в 2004-м тема соцстандартов.

Олег Пластовец

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: экономика правительство выборы янукович тимошенко
Источник: фокус Просмотров: 2318