Вопросы увеличения пенсионного возраста для женщин и сокращения пенсий госслужащих вызвали серьезные опасения у украинцев. Власти уверяют, что все пункты реформирования пенсионной системы будут согласованы с обществом. О том, какую работу проводит правительство Украины для достижения консенсуса с гражданами, рассказал в эксклюзивном интервью UBR первый заместитель министра социальной политики Василий Надрага.

UBR: Вице-премьер министр Сергей Тигипко заявил, что законопроект о пенсионной реформе будет пересмотрен. Какие статьи будут изменены? Будут ли затронуты возраст, стаж?

В.Н.: После того, как мы объявили о подготовке законопроекта по изменению пенсионного обеспечения, мы провели широкое обсуждение этой темы. Правительство провело отраслевые совещания в Киеве, а также региональные совещания… Мы приглашали представителей профсоюзов, работодателей и других социальных групп на беседу, где рассказывали, что предлагаем мы, и слушали, что предлагают они. Поэтому сегодня мы уже отработали не только наше видение пенсионной реформы, но и дорабатываем то, что услышали от общественности. У нас прошло более 2 тысяч совещаний, встреч и круглых столов, и это позволяет нам сказать, что сегодня правительство услышало все, что думает о пенсионной реформе общество, и учло предложения.

UBR: Расскажите об основных моментах, которые предлагает общество.

В.Н.: Общество активно обсуждает, что надо более жестко установить ограничения на максимальный размер пенсий. Мы предлагали, чтобы максимальный размер пенсий был не больше 12 минимальных пенсий. То есть, сейчас у нас 941 гривна - минимальная пенсия, то максимальная соответственно в 12 раз больше. Мы это предлагали, когда разрабатывали свой законопроект, но в рамках обсуждения нам сказали, что достаточно будет 10 минимумов. То есть, сегодня речь идет о том, что если мы ограничим максимальную пенсию 10 минимальными, то она составит 9400 гривен.

UBR: Кто получит эти максимальные пенсии?

В.Н.: Эти пенсии получат те, кому начислена пенсия по специальному законодательству. Но, здесь есть не большое уточнение. Такие ограничения мы будем вводить только для тех, кто работает в более благоприятных условиях – это госслужащие, другие служащие, которые работают в кабинетах и офисах.

UBR: Какой процент таких пенсий в общем пенсионном бюджете?

В.Н.: По нашим подсчетам, будет около 4-5 тысяч пенсионеров, имеющих пенсии больше 10 тысяч гривен, и мы намерены еще сократить их число. Но это сокращение не будет касаться тех, кто работает по так называемым спискам 1, 2, то сеть, шахтеров, металлургов, работников химической отрасли. Для тех людей, которые работали во вредных условиях, ограничения пенсий не будет. И это справедливо, ведь одно дело, когда человек работает в конторе, сидит в офисе, а другое – когда человек работает в шахте, у мартена. Поэтому, для работающих во вредных условиях ограничения по размеру пенсий не будет.

UBR: Позиция относительно пенсионного возраста остается без изменений – его повысят для женщин и госслужащих? Может, в эту категорию попадут мужчины?

В.Н.: В нашем законопроекте предлагалось повысить пенсионный возраст для женщин с 55 до 60 в течение 10 лет, то есть, по полгода за каждый календарный год, когда женщина работает. Кроме того и мужчинам-госслужащим предлагалось поднять с 60 до 62. Очень часто человек, работающий на госслужбе – а зачастую это какая-то канцелярская или бухгалтерская работа – после достижения пенсионного возраста пытается продолжить работать. В таком случае проще поднять пенсионный возраст для госслужащих на 2 года, но после истечения срока запретить любое продолжение государственной службы. Мы согласились с этим предложением и постепенно будем это вводить.

UBR: Это касается только мужчин-госслужащих или всех мужчин?

В.Н.: Это будет касаться госслужащих и тех, кто к ним приравнен.

UBR: А у остальных мужчин возраст выхода на пенсию останется прежний?

В.Н.: Да, в 60 лет.

UBR: И можно продолжать работать?

В.Н.: Можно.

UBR: А что касается женщин?

В.Н.: У женщин к пенсионному возрасту будет добавляться по 6 месяцев в течение года, и через 10 лет, женщины будут выходить на пенсию в 60.

UBR: В чем выигрывает государство в данной ситуации?

В.Н.: Все изменения в пенсионном обеспечении касаются не государства и не интересов государства – они касаются интересов наших пенсионеров. Мы строим систему пенсионного обеспечения, которая будет стабильно выполнять свои обещания перед своими гражданами. В 2003 году мы приняли неплохое пенсионное законодательство и по 2005 год включительно динамично сменяли нашу систему пенсионного обеспечение, но потом, к сожалению, остановились. И эта остановка с 2005 по 2009 год заставляет нас делать более динамичные шаги, чтобы улучшить ситуацию в интересах пенсионеров в первую очередь.

UBR:Оправдаются ли подсчеты премьера Азарова относительно того, что уже в 2012 году будет достигнут бездефицитный пенсионный бюджет?

В.Н.: Наши руководители государства сначала просчитывают ситуацию, а потом идут и что-то предлагают. В 2010 году мы сказали, что будем стабильно платить пенсионное обеспечение, и мы это сделали. Апрель начинался с того, что я как руководитель министерства соцполитики сообщал Минфину, сколько средств нужно, чтобы своевременно отдать пенсию. Сейчас уже 3 месяца как мы об этой теме забыли. Мы стабильно возмещаем Пенсионному фонду средства, чтобы он мог спокойно выплачивать пенсию.

UBR: Каково нынешнее состояние Пенсионного фонда?

В.Н.: В прошлом году дефицит Пенсионного фонда составлял 34, 4 млрд. гривен. Если в этом году мы ничего не изменим – будет 20 млрд. гривен. Но, надеюсь, некоторые изменения позволят нам уменьшить этот дефицит, что даст возможность освобожденные средства отдать на социальные выплаты.

UBR:Начата подготовка Пенсионного фонда к переходу на второй уровень пенсионной реформы – обязательному накопительному страхованию?

В.Н.: Пенсионный фонд с 2003 года постоянно готовится к введению второго накопительного уровня пенсионного обеспечения. Сегодня в нашем законопроекте предлагается вводить второй накопительный уровень с 1 января 2013. Но эти планы еще находятся в порядке той дискуссии с общественностью, о которой я говорил. Мы сейчас просчитываем, насколько можем еще больше приблизить сроки накопительного уровня.

UBR: Уже определена ставка отчислений на этот второй уровень?

В.Н.: По нашим подсчетам, начиная с 2% и постепенно дойти до 7%.

UBR: С прошлого года действует законопроект о едином взносе. Средства теперь аккумулирует Пенсионный фонд. Насколько эффективным оказался этот механизм?

В.Н.: Любые изменения нуждаются в определенных проработках. Может, не все удалось, но введение единого социального взноса – это позитив в первую очередь для тех, кто занимается предпринимательской деятельностью. Когда к ним приходило четыре фонда, все требовали, чтобы отчетность, отвлекали людей, тратили их время и ресурсы… Сейчас все гораздо проще. Более того, Пенсионный фонд наиболее готов для этой функции, из всех фондов, которые существовали. У него база лучше, лучшие наработки с плательщиками сборов. Это был очень правильный шаг в части упрощения ситуации для субъектов хозяйствования и их взаимоотношений с органами власти.

UBR: Как планируете легализировать заработные платы? Ведь без этого нормальное пенсионное обеспечение не возможно.

В.Н.: Первое – это повышение ответственности работодателя за то, чтобы перестали платить зарплату в конвертах. Второе – сотрудничество с наемными рабочими. Люди должны понимать, что зарплату в конверте получить можно, но пенсию или пособие по безработице в конверте вы ни от кого не получите. Мы должны консолидировать усилия государства, общества, работодателя и рабочих, для того, чтобы, объединив усилия, вывести нашу зарплату из тени. Тогда будут гарантии для всех и сегодня, и завтра, и в случае, если, не дай Бог, человек останется без работы, социальные стандарты будут достойными.

Теги: пенсионная реформа фонд пенсионный возрост
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 4208