Сегодня в Украине нет действенного механизма исполнения судебных решений, поэтому украинцам приходиться судиться с государством в Европейском суде. Об этом в своем блоге на UBR.UA рассказал партнер юридического объединения "Фемида" Александр Гайдак.

"Сегодня проблема с неисполненными решениями судов в Украине была и остается практически самой актуальной. Так, ст. 124 Конституции Украины, устанавливает, что судебные решения принимаются судами именем Украины и являются обязательными к исполнению на всей территории Украины. Аналогичные положения содержат и положения Закона Украины "О судоустройстве Украины", и положения всех процессуальных кодексов Украины", - говорит он.

Эксперт отмечает, что по своей сути и правовым последствиям судебное решение имеет силу закона, хотя при этом не создает новых правовых норм, а только восстанавливает нарушенное право.

"Быстрое рассмотрение судами дела и быстрое исполнение решения суда является залогом эффективности правосудия. Данное утверждение содержится в Концепции усовершенствования судопроизводства для утверждения справедливого суда в Украине согласно европейским стандартам, утвержденной Указом президента Украины от 10 мая 2006 года. В частности, данная Концепция говорит о том, что разрешение спора в суде без неоправданного и необоснованного промедления является залогом эффективной защиты лицом своих прав", - отмечает он.

В то же время, добавляет Александр Гайдак, судебная защита, как и деятельность суда, не может считаться действенной, если судебные решения не выполняются или выполняются ненадлежащим образом и без контроля суда за их выполнением.

Тем не менее, говорит юрист, на практике, все выглядит несколько иначе. "Государство Украина, от имени которого принято решение, в лице государственных исполнителей, на которых, согласно Закона Украины "О государственной исполнительной службе" и Закона Украины "Об исполнительном производстве", возложена миссия исполнения решений судов, не спешат с их исполнением. И дело зачастую даже не в том, что исполнитель не хочет, а скорее в том, что он физически не может обработать такое количество исполнительных документов", - отмечает он.

Порой, как говорит эксперт, когда в процесс исполнения судебных решений вмешиваются органы исполнительной власти, как например Кабмин в деле "чернобыльцев", исполнительное производство по таким делам просто "умирает". Хотя права на неисполнение законных решений судов ни у одного органа государственной власти или частной структуры просто нет.

"И даже больше, в соответствии с Уголовным кодексом, умышленное неисполнение приговора, решения, определения, постановления суда, вступившего в законную силу, или препятствование их выполнению влечет за собой ответственность в виде штрафа от пятисот до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок до трех лет", - отмечает он.

По мнению эксперта, основная проблема заключается в том, что в государстве нет действенного механизма исполнения судебных решений. "Вот и получается, что одной рукой, именем Украины принимается решение, которое защищает права гражданина, а другой рукой, этим же государством данное решение не исполняется. Вот и ходят наши граждане судиться с государством Украина в Европейский суд по правам человека, а ведь можно было бы просто подумать, перед тем как принимать законы, которые государство явно не в состоянии исполнить", - считает он.

Теги: законодательство правосудие
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 1530