21 апреля 2010 года официальный Киев и Москва подписали Харьковские соглашения, которые предусматривали стодолларовую скидку на российский газ для Украины, в обмен на продление аренды для российского Черноморского флота (ЧФ) в Крыму до 2042.

Спустя два года, эти договоренности не способствуют решению проблем, существующих в двусторонних отношениях, и могут быть пересмотрены. Однако есть и другие прогнозы – после инаугурации Владимира Путина будет решен самый важный вопрос – цены российского газа для Украины.

О былом…

Харьковские соглашения были ратифицированы парламентами обеих стран 27 апреля 2010 года. И если в Москве все обошлось без эксцессов, то в Украине сессионный зал Верховной Рады стал чуть ли не "эпицентром боевых действий". Все помнят полет дымовых шашек и яиц надо головами депутатов той весной.

Многие политики и эксперты называли подписания сдачей национальных интересов. Собственно, это можно объяснить и тем, что соглашения подписывали спустя два месяца после инаугурации нового Президента Виктора Януковича, и это был период, когда по обе стороны фронта искали виновных в послекризисных проблемах страны, когда политиков разделили: на предшественников и нынешних.

Однако Москва рассматривала апрельский договор в Харькове в контексте укрепления межгосударственных отношений двух стран.

А цели те же

Спустя два года, те яркие весенние противостояния и надежды на светлое будущее или пропесимистические прогнозы уже подзабыты. Со временем многие и политики и эксперты поняли, что пребывание Черноморского флота Российской федерации (РФ) в Крыму для Украины не так значимо. Для Украины важнее цена на газ.

Цена российского газа: Украина ищет бесплатный "сыр" в кремлевской "мышеловке"

"Двухлетие Харьковских соглашений не касается флота. Для Украины Харьковские соглашения более актуальны в контексте газовой скидки. А главным вопросом повестки дня двусторонних соглашений является отмена газового контракта, пересмотр или снижение цены импортируемого газа. Для Украины это тактическая задача", - пояснил украинский политолог Вадим Карасев.

Формула сделки "флот в обмен на скидку по газу" не была реализована до конца. Цена на газ осталась высокой. А вот пребывание российского флота в Крыму остается заложником непростого газового диалога между странами и высокой цены на газ.

Стокгольмский арбитраж не знает формулы "флот в обмен на газ", - мнение

Здесь начинается игра вокруг Черноморского флота со стороны Украины, когда речь идет о вступлении в Таможенный союз (ТС) в обмен на снижении цены на газ. Украина использует ЧФ для дальнейшего торга.

"Будут выдвигаться претензии по поводу арендной платы и по другим нюансам пребывания ЧФ РФ. Законодательно эти все нюансы не отрегулированы. Поэтому вопрос остается открытым. Это всегда будет если не омрачнять, то усложнять отношения (между Украиной и Россией – авт.)", - добавил политолог.

Но есть, оказываеется, и положительные моменты. К примеру, тот же Карасев, считает, что Харьковские соглашения были необходимы обеим сторонам на момент их подписания, поскольку они "в какой-то степени разрядили" двусторонние отношения Москвы и Киева и стабилизировали их. Он подчеркнул также, что "стодолларовая скидка дала возможность правительству Азарова уйти от дефолта и сохранить бюджетную стабильности, уйти от самых рисковых, грозных сценариев развития экономической ситуации в Украине". Да и не стоит забывать о, так называемой, скидке на газ.

Левочкин: "Газовые контракты" принесли Украине 12-15 млрд. долларов убытков

Выгода сторон?

По условиям предыдущего правительственного соглашения, Черноморский флот России должен был покинуть территорию Украины до 28 мая 2017 года. По решению сторон в 2010 году срок продлен до 2042 года.

Россия отказывается платить Украине $15 млн за ЧФ

Понятно, что сегодня Москва и Киев по-разному оценивают результаты "Харьковских соглашений", поскольку преследовали перед собой разные конечные цели. В частности, московскую сторону беспокоит то, что набор действий препятствующего характера на ЧФ со стороны украинских властей продолжается. По словам председателя Общероссийского движения поддержки флота Михаила Ненашева, Харьковские соглашения, прежде всего, являются позитивным вкладом в развитее взаимоотношений, и риторика государственных институтов поменялась на позитивную. А наличие Черноморского флота в Крыму, с точки зрения российского эксперта служит и поддерживающим фактором безопасности, как и наличие другой части ЧФ в других регионах.

"Но второй вопрос – за два года многие проблемы не решены. Не видно просвета в их решении. Я имею в виду создание условий службы для работников ЧФ. "Ющенково наследие" продолжает действовать. Пусть не так явно, но это есть. Не отменены два дискриминационных указа Ющенко. Чинятся препятствия и нашим морякам", - отметил М. Ненашев.

При этом российский эксперт удивился позиции украинской стороны, ведь, по его словам, 20,5% бюджета Севастополя поступают от флота. "Это около 15 тыс рабочих мест в Севастополе. Люди находят себе применение обслуживая наши военно-морские соединения, инфраструктуру флота", - отметил М. Ненашев.

Однако В. Карасев пояснил российскому коллеге, что если власть Украины реализует проект по превращению Крыма в полноценную "туристическую Мекку, новую Анталью, места для ЧФ не останется".

"И такой проект есть, он лежит в высоких кабинетах. О нем не раз заявлялось… Флот мешает перевести Крым в туристическую зону. 15 тыс рабочих мест не аргумент. Туризм может создать намного больше рабочих мест.

Тем более, что такие преимущества ЧФ будут работать не всегда", - отметил политолог.

Более того, по словам Карасева, Черноморский флот, который сегодня позиционируется как фактор стабильности и безопасности Черноморского региона, в перспективе может обернуться серьезной угрозой для Украины. "Если обострится проблема Ирана, может быть, в таком случае, глобальный конфликт. Украина будет косвенно в него втянута. Такой же риск угрозы военной и национальной безопасности Черноморский флот может привнести, если обострится ситуация с Сирией", - пояснил Карасев.

Украинцы не хотят видеть ЧФ в Севастополе

Денонсации быть?

И в Киеве, и в Москве уже понимают, что после парламентских выборов, если к власти придут оппозиционные политические силы, Харьковские соглашения между Украиной и Россией могут быть денонсированы.

"Пересмотр Харьковских соглашений возможен. Для России это негативный момент и вряд ли он будет способствовать развитию двусторонних соглашений… Сегодня пересматриваются любые договора", - отметил руководитель Центра СНГ Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ Сергей Жильцов.

Однако, по мнению эксперта, пересмотр Харьковских соглашений окажет на двусторонние отношения, скорее, негативное влияние. "Мы подписали соглашения, прошло не так много времени. Украинская сторона по разным причинам - внешнеполитическим, внутриполитическим - начинает пересмотр. Если каждый год мы будем подписывать соглашения, а потом и опять пересматривать, то так двусторонние отношения никогда не будут развиваться", - сказал С.Жильцов.

Путин опередит денонсацию

Мнения российских и украинских аналитиков расходятся и в вопросах, касающихся непосредственно пребывания Черноморского флота РФ в Крыму. Что касается цены на газ, все чаще эксперты высказывают мнение, мол, после инаугурации Путина официальный Киев и Москва, в конце концов, смогут найти компромисс.

По мнению украинского эксперта, директора Агентства моделирования ситуаций Виталия Балы, уже после 7 мая, даты инаугурации нового президента России, стороны могут сесть за стол переговоров по вопросу снижения цены на газ.

"На фоне начала введения в эксплуатацию второй нитки газопровода "Северный поток" и снижения объемов транзита через территорию Украины у официального Киева появились основания рассчитывать на подписание взаимовыгодного соглашения по широкому комплексу вопросов сотрудничества в газовой сфере уже в начале лета текущего года", - пояснил директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич.

Газовые переговоры между Украиной и Россией могут завершиться в начале лета

Он напомнил, что Владимир Путин поручил главе "Газпрома" продолжить работу со странами-транзитерами несмотря на расширение газопровода "Северный поток" и предстоящий ввод в строй "Южного потока".

Посему, возможно, в ближайшем будущем на одной из проблем российско-украинских отношений можно будет поставить точку. Ели же Киев сумеет получить столь долгожданную скидку на газ, вряд ли даже новая власть рискнет денонсировать соглашения, подписанные Януковичем и Медведевым в Харькове. Хотя… кто знает.

Теги: газ черноморский флот харьковские соглашения
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 3397