Парламентская избирательная кампания обещает быть очень "горячей". Уже тот факт, что она стартанула задолго до официального начала, говорит о том, что схватки между отдельными политиками, которые будут баллотироваться по "мажоритарке", и политическими партиями, желающими любыми методами преодолеть избирательный барьер, будут не на жизнь, а на смерть. О том, какие технологии будут использовать кандидаты в народные депутаты, насколько "похудеют" кошельки политических спонсоров и что можно противопоставить гречке, UBR.UA побеседовал с президентом группы SA Political Communications Артемом Биденко.

UBR.UA: Последние десять лет украинский парламент избирался по "безмажоритарной" системе. Более-менее было понятно, кто и как финансирует политические партии. А какой "вклад" в рекламную избирательную кампанию-2012 внесут "мажоритарщики"?

А. Биденко: "Мажоритарщики" сами по себе – это значительное увеличение конкуренции на рынке. Хоть каждый из них и не будет брать много щитов, эфиров или рекламных полос, но в целом, несколько тысяч кандидатов в депутаты обеспечат значительный прирост к рекламным бюджетам (оценочно до 45%). Однозначно рынку (как рекламному, так и политтехнологическому) комфортнее работать с партиями – больше заказ, проще клиент-сервис, в стране еще нет дикой конкуренции между специалистами, то есть, работать будут все. Но для экономики, для развития гражданского общества, и системно, в целом, для страны – мажоритарные выборы более выгодные, особенно в период экономического кризиса. Как политолог, могу, конечно же, поддержать тезис, что парламент станет более неуправляемым. Однако это не проблема избирательной системы, это проблема контроля за депутатами и, естественно, необходимость голосовать не за гречку, а за принципы.

UBR.UA: С момента окончания последней избирательной гонки Украина пережила кризис, который коснулся и "политических спонсоров". Каково соотношение бюджетов рекламных кампаний сегодня по сравнению с предыдущими выборами Рады?

А. Биденко: Мы должны понимать, что уже президентская кампания попала на экономический кризис, и спонсоры дали рекордно мало денег на поддержку тех или иных кандидатов. Сегодня же ситуация исправляется. Во-первых, в стране все усложнилось – нет больше биполярного противостояния "бело-голубые"-"оранжевые", как бы этого не хотели оппозиционеры. Люди ищут альтернативные варианты – технократов, пророссийских кандидатов, веселых клоунов и т.д. То есть поле для конкуренции выросло, и шанс появился у очень многих политиков. Во-вторых, выросла необходимость инвестировать в будущее – и от правильного раскладывания яиц в корзины может зависеть очень многое – это стало крайне очевидным. Поэтому политические спонсоры более активно инвестируют в свои проекты. Мы считаем, что оборот денег в этой кампании будет на 20-25% выше, чем на прошлой.

UBR.UA: Политики стали "прижимистее" в рекламе самих себя?

А. Биденко: Нет, так нельзя сказать. Они стали более недоверчивыми, они не понимают, какие механизмы дают точную победу. Сегодня ситуация напоминает 1999 год, когда вроде бы все понятно в стране (тот же админресурс работает на полную силу), однако настроения народа кране сложно предугадать. В результате кто-то массово подкупает избирателей, кто-то покупает тысячи щитов, а кто-то надеется "выехать" на собственном имидже. Естественно, траты получаются большими – ведь конкуренция становится нелинейной. То есть борются не щиты с щитами, а щиты с гречкой, пресса с радио и т.д. Это, однозначно, удорожает процесс.

UBR.UA: В США борьба за электорат постепенно перемещается в Интернет. Американские политики все активнее используют для агитации социальные сети, и это приносит им результат в виде голосов избирателей. Возможно ли подобное в Украине? Или украинские политики (либо их политтехнологи) не настолько "продвинуты", как электорат?

А. Биденко: Это заблуждение по поводу значительного роста влияния Интернета на предпочтения избирателей. Интернет – всего лишь метод, канал коммуникации. На Западе базовая работа – это агитация и дебаты. Причем агитация в виде личного общения с избирателями. Появление Интернета просто добавило новых возможностей для доступа к трудным аудиториям, таким как студенты, пенсионеры и т.д. Но мы должны понимать, что бюджеты, которые тратятся на традиционную агитацию, и бюджеты в социальных сетях даже в Америке разнятся в разы.
Условно говоря, появление нового механизма было незамедлительно включено в процесс выборов, однако никто не делает из этого механизма "бога из машины". Все продолжает работать системно и комплексно: телевидение, дебаты, поездки по регионам, партийная символика, исследования, социальные сети, наружная реклама и т.д. Поэтому "напаривать" украинским политикам социальные сети и Интернет – пока он не имеет необходимого влияния на аудиторию – это нечестно. Использовать его можно только по назначению – для доступа к той же молодежи, для вирусных решений, для джинсы. Но не более того.

UBR.UA: Появились ли вообще новые веяния в политической рекламе?

А. Биденко: Все базовые веяния сегодня действительно идут из цифровой сферы – люди пытаются узнать, как ее грамотно использовать. Человечество только начало жить в эру интернета, планшетов, мобильных, и политики только учатся не отталкивать избирателей, а привлекать их с помощью этих изобретений. По сути, сейчас мы имеем дело больше с технической стороной вопроса – как донести все то же самое (что раньше писали в газетах) через аккаунт на ФБ. Суть, ценности пока не изменились, меняется принцип. Конечно, это очень сильно влияет на процессы, однако не меняет их сущность.

UBR.UA: Каждая президентская гонка не обходилась ни в нашей стране, ни за рубежом без "черного" пиара. Не превратится ли нынешняя парламентская кампания в "слив" сомнительных компроматов из-за обилия кандидатов по мажоритарке?

А. Биденко: Я думаю, мажоритарщики не будут основным фактором "чернухи" – для этого они работают в слишком маленьком поле (все друг друга знают). А вот рост неопределенности ценностей в целом по стране – ведет к тому, что партии, крупные политики готовы играть по-крупному, идти напролом, чтобы достичь результата. Сегодня людям нужны очень сильные эмоции, чтобы они начали менять свои предпочтения, и украинские политики готовы давать такие эмоции без зазрений совести.

UBR.UA: Любая избирательная гонка для некоторых политиков начинается с фальстарта. В свое время на эти "грабли" наступил "фронтовик" Арсений Яценюк. Кто и почему повторяет его ошибки сегодня?

А. Биденко: Ошибочной является кампания Натальи Королевской – она рекламирует не себя на щитах (там даже ее имени не видно), а Сергея Тигипко, с кем наш мозг уже давно проассоциировал подобные слоганы и сюжеты. Ошибочно работает Кличко, оттягивая свой выход на сцену и, по сути, демонстрируя слабость. Если немного подождем – увидим еще много непрофессиональных ходов. Причина проста - на рынке отечественных политтехнологий все еще работает много аферистов, готовых бороться не за победу, а за то, чтобы понравиться клиенту. А политики у нас далеко не интеллектуалы, готовые отличить лесть от реалий жизни.

 

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: выборы политики реклама депутаты рада политтехнологии
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 3259