Совсем недавно, точнее в декабре прошлого года, в рамках революционных событий сначала в сети, а вскоре за ее пределами началась борьба с представителями бизнеса, принадлежащими к Партии регионов, которая на тот момент полностью оккупировала власть. Общество призывало не финансировать "преступный режим", отказавшись от приобретения продукции, которую производили на предприятиях, владельцами которых были члены указанной политической силы. Акции бойкота оказались относительно эффективным – конечно, компании, которые были их объектами, не закрылись и не стали банкротами, однако за несколько месяцев их прибыль существенно снизилась, в первую очередь, за счет активности Западной Украины.

Когда революция победила, к сожалению, ценой человеческих жизней, казалось бы, можно возвращаться к более-менее стабильной жизни. Но не тут-то было: повергнув врага внутреннего, мы нажили врага внешнего – намного более агрессивного и целеустремленного, который несет нашей стране более существенные угрозы, в том числе экономические. Речь, конечно же, идет о нашей соседке-России.

Недавняя аннексия Крыма говорит о том, что от демагогии и угроз, РФ перешла к реальным шагам, которые ставят под вопрос украинскую территориальную целостность и существование нашего независимого государства. Поскольку пришедшие к власти политики не демонстрируют должной активности в защите государственных интересов, украинский народ и некоторые игроки рынка решили сделать все, что от них зависит, чтобы продемонстрировать свое единство. Одним из таких шагов стал бойкот товаров, которые произведены в России (стартовал он, к слову, еще в августе, однако сейчас приобретает совсем другие масштабы). Имея опыт экономической войны с другим врагом, есть надежда, что это возымеет необходимый эффект.

Особенности торговых отношений и противостояний

Ни для кого не новость, что Украина имеет с Россией тесные экономические отношения. Торговля между странами включает в себя много позиций, в частности это касается продовольственных товаров, бытовой техники и химии, энергетических ресурсов. Однако эксперты консалтинговой компании "АЭЛЕКОН", проанализировав внешнюю торговлю товарами между Украиной и РФ за 2013 год, где сальдо становит $-8 169 084 400, сделали вывод, что сотрудничество в торговле товарами между нашими странами более выгодно РФ.

 

Исходя из представленных данных, очевидно, что с России к нам идет значительная часть импорта – лишь немного меньше, чем суммарно со всей Европы. В структуре импорта Украины из России в январе-июне 2013 года, по данным компании  "АЭЛЕКОН", основными товарными группами являлись:

  • минеральные продукты – 60,1%;
  • машины, оборудование и транспортные средства – 12,4%;
  • товары химической промышленности – 11,2 %;
  • металлы и изделия из них – 8,2%.

На долю этих групп приходится  91,9% российского экспорта в Украину. Однако, проанализировав ввоз готовых продовольственных товаров из России, можно выделить несколько групп, где импорт превышает $20 млн и которые, к слову, активнее всего бойкотирует Украина, в частности через торговые сети. С этого можно сделать вывод, что внешняя торговля продовольственными товарами занимает свою нишу в экономических отношениях между Украиной и Россией, а в финансовом эквиваленте равна около трети миллиарда долларов.

 

Однако все эти данные – с относительно дружелюбного прошлого. Начиная же с августа прошлого года с переменным успехом начало происходит нешуточное противостояние, в том числе на уровне крупных бизнесменов и государственных закупок. Летом представители гражданского движения "Відсіч" начали распространять листовки с призывом не покупать товары российского производства в ответ на блокирование Россией ввоза некоторых украинских товаров (в частности кондитерских изделий "Roshen") на ее территорию.

Сейчас напряжение возросло в разы. 19 марта появилась информация, что границы России закрыты для ввоза всей украинской продукции, на пропускных пунктах выстраиваются километровые очереди из фур, водителям которых без объяснений отказывают во въезде на территорию РФ. В тот же день сотрудники ОМОН заблокировали и захватили помещение кондитерской фабрики "Roshen" в Липецке, счета компании в России арестованы, а строительство нового завода – заморожено. Очевидно, предприятие, из которого начиналась эта война, опять оказалось под ударом.

На повестке дня одним из главных в торговых отношениях Украины и России стоит газовый вопрос. Еще в начале обострения ситуации появились предположения, что Россия отменит предложенные ранее скидки на поставки газа, сейчас же в СМИ курсирует информация, что Россия планирует вернуться к "рыночным ценам", одной из причин чего может стать отмена повода снижения тарифа – продление размещения ЧФ в Крыму. Как один из вариантов выхода из этой ситуации – сотрудничество с Европой, которая готова обеспечить поставки газа по демократическим ценам. Отказ Украины от российского голубого топлива значительно уменьшит количество рычагов влияния на нашу страну.

Такого рода действия со стороны России, уже не говоря об аннексии Крыма, вызвали волну бойкота против "соседских" товаров. Однако результат и масштаб ущерба зависит сейчас от консолидации населения Украины и представителей бизнеса, а также участия мирового сообщества, которое в подавляющем большинстве поддерживает нашу страну и ее действия, осуждая при этом РФ и ее агрессию.

Но, к примеру, ЕС осторожен в своих решениях, ссылаясь на возможность еще большей дестабилизации ситуации в Украине. США также частично ввели экономические санкции против России, однако американские бизнесмены, которые инвестировали в некоторые российские проекты, выразили обеспокоенность происходящим в связи с возможностью лишится своих финансов. Поэтому, надеясь на мировую поддержку, рассчитывать Украине все же приходится только на саму себя.

Что несет в себе бойкот?

Бойкот российских товаров начался в сети, где на смену лозунгам, призывающим отказаться спонсировать Партию регионов, пришли аналогичные, но касающиеся не отдельной политической силы, а целой страны. В частности, на странице Бойкота в Facebook можно найти не только призывы, листовки для распечатки, разнообразные карикатуры, но и целое "Пособие участника бойкота российских товаров", где предлагаются детальные инструкции и списки товаров "враждебного" производства по категориям и брендам.

Что же касается география бойкота, который выходит за рамки Интернета, то она предсказуема. Более  активно с российскими товарами борются на Западной Украине, в частности это касается Ивано-Франковской  области, где в акциях приняли участие не только потребители, но и торговые сети:  сразу три из них ("Плюс", "Славянка" и "Тростянецкий") убрали с полок товары российского производства, заменив их украинскими аналогами. Это касается известных торговых марок алкоголя, чаев и бытовой химии.

Столица также не осталась в стороне: в Киеве постоянно проходят разнообразные акции протеста, флеш-мобы, распространяется информация о товарах, приобретение которых "пойдет на приобретение Россией танков, БТРов, оружия". В частности, 19 марта в столичных супермаркетах прошла акция под лозунгами "Ни копейки оккупантам", "Российское купил – войну оплатил". 

 

В то же время при входе в магазины и на улицах города нередко можно встретить плакаты и наклейки с указанием штрих-кода, говорящего о том, что товары произведены в РФ, и с призывами отказаться от них.

В сети курсирует информация о том, что некоторые торговые сети в рамках бойкота начали размещать на ценниках флажки стран-производителей (что очень удобно для распознавания российских товаров), в частности это касается сетей "Billa" и "Ашан".

На странице бойкота в Facebook говориться, что данное фото сделано 10 марта 2014 г. в "Ашане", расположенном на Окружной трассе. Однако пресс-служба сети отказалась комментировать, с какой целью и во всех ли магазинах произошло такое нововведение, поэтому привязывать ее к бойкоту напрямую – не стоит, можно лишь делать предположения.

Аналогичная ситуация с торговой сетью "Billa", которой приписывают прямое участие в акции, о чем пишут многие СМИ. Но официальная позиция сети не соответствует этой информации, хотя наличие ценников с флажками они подтверждают.

"С сентября 2012 года в международной сети супермаркетов BILLA проходит процесс внедрения единого унифицированного формата ценников во всех странах присутствия. Этот формат должен улучшить восприятие цены и обеспечить удобство покупателей — новые ценники помогают быстрее сориентироваться в характеристиках товара, и никоим образом не выделяют один товар среди другого. На ценниках более наглядно зафиксированы цены, ярко отмечены акционные предложения, а другая информация указана более логично и структурированно по сравнению с предыдущим форматом.

Помимо стоимости товара, ценники нового образца содержат информацию о стране-производителе, чему в последнее время уделяется большое внимание в Европе. Новые ценники BILLA содержат эту информацию в простом наглядном формате — в виде флагов стран и текста. Это информирование также практикуют и другие европейские торговые сети. В Украине программа смены ценников стартовала в начале марта 2014 г. с киевских магазинов", – сообщили в пресс-службе сети. Очевидно, размещение информации о стране-производителе – всего лишь очень удачное стечение обстоятельств в данных условиях, однако оно, бесспорно, только на руку проходящему бойкоту.

Однако сейчас можно с уверенностью утверждать, что произошло объединение нескольких звеньев торгового процесса, которые совместными усилиями могут достичь значительного результата. Подтверждает готовность поддержать социальные инициативы и Украинская ассоциация поставщиков торговых сетей (УАПТС), которая 17 марта разместила в сети информацию о своей готовности присоединиться к процессу. Директор организации Алексей Дорошенко констатирует, что подобные бойкоты уже лет 15 успешно применяются в разных странах. "Эксперты утверждают, что долгосрочного результата это не дает, но краткосрочные последствия от такого рода акций, нацеленных на конкретную компанию, есть: продажи снижаются в рамках 5-10%. Мы же можем говорить о результате на порядок выше, ведь речь идет о давлении на целую страну. Мы можем получить падение продаж на уровне нескольких десятков процентов. Стоит также сделать акцент на том, что не только потребители бойкотируют определенные товары, их также перестали закупать поставщики", – говорит г-н Дорошенко.

"Сейчас, для серьезных экономических последствий самое важное – перерезать каналы поставок с России. К примеру, если макароны "Макфа" в России закупает только одна украинская компания, то при ее отказе это делать поставка этой продукции полностью прекратится. Поэтому необходимо, чтоб поставщики отказались от закупки, а торговый сети – от продажи всех российских товаров – вот основной акцент. В таком случаем можно говорить о падении на десятки процентов, а по некоторым категориям продуктов закупки и вовсе приравняются нулю", – утверждает глава УАПТС.

В то же время отдельного внимания заслуживают конкретные категории российского импорта. Номером один в бойкоте в данном контексте являются продукты питания. Они наиболее оборачиваемые, присутствуют в большинстве торговых точек, считает Алексей Дорошенко. Немаловажно и то, что российские торговые марки, представленные на нашем рынке, зачастую являются конкурентами отечественной продукции, что препятствует поддержке украинского производителя.

"Сейчас мы просматриваем продукцию, которая есть в больших супермаркетах, таких как Фуршет, Новус, Сильпо, смотрим, какие из товаров в них – российские (мы уже составили список примерно со ста торговых марок). Конечно, есть эксклюзивные товары, аналогов которых у нас не производят – к примеру, красная икра, поставщик которой практически один – Камчатка. Но эти объемы не такие уж большие. Основная же конкуренция идет по кондитерским изделиям, чаям и кофе, соусы, в частности речь идет о мировых компаниях, производство которых размещено в России, – говорит г-н Дорошенко. – На сегодня еще есть большие запасы продуктов на складах. По этой, а также по ряду других причин переход на украинского производителя – дело не одного дня. Необходимо со временем сокращать закупки, если торговые сети будут к этому относиться с энтузиазмом, плюс поддержка конечного потребителя – месяц-два и сотрудничество с Россией полностью прекратится по нескольким пунктам импорта".

По мнению главы УАПТС, России в срочном порядке нужно  переориентироваться на новые рынки, что очень трудно, так как в основном все они заняты. Единственная надежда нашей недружелюбной соседки – рынки Азии и Африки, на которых она сможет выдержать конкуренцию по качеству товаров, чего нельзя сказать о западных рынках. Но, кроме вопроса качества, европейские и американские компании сейчас задумываются о надежности и стабильности РФ, как следствие – начинают прерывать сделки, которые уже были фактически на стадии завершении, а в Белом Доме рекомендуют своим бизнесменам не приобретать акции российских компаний, стоимость которых, к слову, с недавних пор стремительно катится вниз.

Стоит заметить, что украинский бойкот российских товаров нашел отклик не только на уровне правительства и крупных бизнесменов разных стран мира, – к нему присоединились и обычные граждане, которые ранее являлись потребителями товаров с РФ. К примеру, в Польше автомобилисты игнорируют заправки "ЛУКОЙЛ" в знак протеста против политики Путина в отношении Украины (в нашей стране, к слову, заправки указанной компании и "ТНК"  также практически лишились клиентов, что прибавляет надежды на успех бойкота, так как топливо – очень важная категория российского импорта). Такой плакат с призывом не финансировать войну массово распространяют в Польше:

Аналогичная ситуация в Литве, где "ЛУКОЙЛ" является крупнейшим розничным продавцом топлива. А вот в швейцарском Цюрихе, как сообщает Еспресо.tv, призывают бойкотировать не столько товары, сколько самих граждан России, они же российские окупанты. Такую вывеску можно увидеть при входе в местный ресторан:

А в Украине отдельные предприниматели и компании Западной Украины отказываются от сотрудничества с любыми структурами и предприятиями, связанными с Россией. К примеру, на сайте тернопольской  строительной компании "ПрестижБуд" появилось сообщение, в котором говорится об отказе сотрудничать с банком "ВТБ", который является дочерним "Внешторгбанка". В целом, как ранее рассказал редакции UBR.ua  экономист Андрей Новак, сейчас в Украине есть значительное  присутствие четырех крупных российских банков на рынке, которые занимают практически его 20%. Этой доли вполне достаточно, чтоб в случае команды Кремля дестабилизировать нашу банковскую систему. Это дает серьезный повод задуматься над условиями сотрудничества с соседскими банками или же полностью отказаться от их услуг.  

Очевидно, что если процесс пойдет так и дальше или наберет более серьезные обороты, мы все же сможем достичь цели, заявленной участниками бойкота – "ударить гривной по вражеской экономике".  

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: импорт торговля экспорт топливо газ санкции продовольственные товары бойкот российских товаров
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 26692
Загрузка...
Загрузка...