Запрет на работу книжных магазинов подтолкнул украинцев к переходу на альтернативные способы потребления литературы: читатели стали значительно чаще покупать электронные книги как в аудио-, так и в текстовом форматах. Рост клиентов из Украины зафиксирован и у онлайн-библиотек, предоставляющих доступ к контенту по подписке: правда, ввиду отсутствия подобных отечественных аналогов, за пользователей из Украины борются российские и международные игроки.

История Netflix и маркетинговые войны. Топ-7 книг для топ-менеджеров

Так или иначе, легальный рынок электронных книг практически незаметен по сравнению с пиратским: возможность скачать "краденную" новинку бесплатно препятствует как инвестированию в создание украинских книжных онлайн-сервисов, так и снижает готовность авторов и издателей публиковать новинку в сети в принципе.

Если говорить о тематике чтения в карантин, то украинцы, свидетельствует предоставленная UBR.ua статистика компаний-операторов рынка, несмотря на экономический кризис и разгул "ковида", не заинтересовались вопросами бизнеса и вирусологии, но усиленно занялись проблемами воспитания: соответствующие литература, а также книги для детей в течение марта-апреля показали рекордный рост продаж.

Где читали?

В целом украинцы стали меньше тратить деньги на книги после объявления карантина и усиления экономического кризиса, считает президент Ассоциации издателей и книгораспространителей (УАИК) Александр Афонин, ссылаясь на опрос, проведенный ассоциацией в профильных литературных группах Facebook`а: он показал, что что даже среди читающей публики только 57,4% решили продолжить покупать печатные книги в условиях карантина. Заявили о приобретении электронной книги в карантин лишь 15,8% респондентов, хотя до ограничений электронную копию книги покупали 21,1%.

Топ-10 книг для бизнеса. Что предпринимателю почитать на карантине

В виду запрета на офлайн-торговлю весь читательский поток устремился на площадки, которые смогли продолжить реализацию в условиях введенных ограничений, обеспечив им значительный рост продаж. В Yakaboo, самом крупном книжном интернет-магазине Украины, отмечают, что люди стали активно покупать книги примерно с конца марта, а в апреле динамика прироста составила 54% относительно предыдущего месяца и увеличилась почти в два раза по сравнению с апрелем 2019 года.

"Вся наша команда работает сверхурочно", ­– заметил в разговоре с UBR.ua гендиректор Yakaboo Иван Богдан.

В Yakaboo также выросли продажи электронных и аудиокниг – в апреле на 52% к прошлогоднему месяцу. При этом доля электронного сегмента относительно бумажных книг приросла незначительно – всего на пару процентов.

"Бумажная книга остается лидером продаж! Основное объяснение — очень сильно приросли продажи бумажных книг, а ассортимент электронных украинских книг все еще очень мал, так как многие издатели боятся отдавать в свободную продажу свои файлы. Поэтому для них мы предлагаем программу защиты файлов", – рассказал Иван Богдан.

Александр Афонин со своей стороны отметил, что пираты "не пропускают ни одну более-менее заметную книгу" и, в независимости от того, была ли она выложена на легальную онлайн-платформу. " В этом плане мы очень существенно отстаем от мировых тенденций", – замечает Афонин.

Без спорта и музыки. Что больше всего смотрели украинцы в первые недели карантина

Однако, несмотря на падение доходов, украинцы стали чаще пользоваться и легальными интернет-ресурсами. Базирующийся в Москве международный сервис Букмейт, предоставляющий доступ ко своим электронным книгам по платной подписке, фиксировал рост числа украинских подписчиков в течение всего прошлого года, а с начала 2020 года доля читателей из Украины выросла втрое. Пик роста, объяснил UBR.ua директор по маркетингу Букмейта Алексей Докучаев, пришелся на последние полтора месяца, с момента введения карантинных ограничений.

Объясняя рост интереса украинских читателей, Докучаев отметил, что повышенный интерес к чтению как таковому ("особенно к электронным и аудиокнигам") можно было фиксировать и на других рынках, где представлены услуги сервиса – в частности, в Европе и Южной Америке.

"Украина не исключение. У нас очень хороший каталог на украинском и многих других языках, включая русский, английский и испанский, и для многих украинцев Букмейт оказался самым простым способом получить доступ к новинкам мирового книжного рынка", – считают в компании.  

В общей структуре продаж украинского рынка легальные онлайн-библиотеки пока занимают незначительную долю – "менее 1%", привел свои оценки Александр Красовицкий, генеральный директор издательства "Фолио". Однако, по его мнению, рост числа украинцев, которые пользуются подобного рода иностранным сервисами, будет расти и в дальнейшем, так как для появление мощных платформ украинского происхождения не создано необходимых условий.

Крепче Европы. Украинские провайдеры выдержали скачок интернет-потребления

"До тех пор, пока государство не наведет порядок в сети, деньги в этот сектор рынка не пойдут. Кто будет инвестировать в пиратскую страну?" – объясняет Красовицкий.

Что читали?

Картина карантинного чтения в Украине несколько отличается от других рынков, на которых представлен сервис Букмейт, рассказал Алексей Докучаев. Так, "хотя в других странах они пользуются бешенным спросом", в топ популярных среди украинцев книг не вошла литература о здоровье и науч-поп о вирусологии.

В Yakaboo обращают внимание на изменения в динамике продаж разных категорий. Так, художественная литература прибавила 3% за время карантина и в общей структуре составляет 20,7%, однако детская литература, приросшая на 3,7% за аналогичный период, впервые в истории смогла обогнать художественную, достигнув доли продаж в 22,4%. Также на 1,1% повысился спрос на книги по воспитанию детей – общий объем проданных за время карантина книг данной категории в структуре продаж Yakaboo достиг 7,5%.

В то же время спад продаж на Yakaboo был зафиксирован в категориях "Бизнес, деньги, экономика" (-1,5% – итого 10,4%), "Учебная литература. Педагогика (-0,7% – итого 4,6%), "Саморазвитие. Мотивация" (-0,8% – итого 3,6%).

Список бестселлеров, проданных в Yakaboo за время карантина, не было неожиданных позиций, так как четыре из топ-5 наиболее популярных книг являлись ожидаемыми новинками, которые еще до карантина. Среди них:

  • Переписати життя: як і що змінювати, щоби стати щасливою людиною»
  • «Місто дівчат»
  • «Нація овочів? Як інформація змінює мислення і поведінку українців»
  • «Купи собі той довбаний букет: та інші способи зібратися докупи від тієї, кому вдалось»

Пятую позицию в продажах заняла «Європа. Історія» Нормана Дейвиса — "переиздание ранее хитовой книги, которой давно не было в наличии", пояснил Иван Богдан.

"Если посмотреть на структуру продаж в ТОП-100, можно увидеть возрастающий спрос на уже давно известные книги: «Антихрупкость» и «Черный лебедь» Насима Талеба, «Человек Разумный» Юваль Ной Харари, «Пандемия. Всемирная история смертельных инфекций» и др. То есть спрос немного меняется, людей интересует литература, которая перекликается с нынешней ситуацией или частично объясняет, как из нее выйти с наименьшими потерями", – рассказывает CEO крупнейшего украинского интернет-магазина Богдан.

Развлечения поневоле. Как отреагировали на карантин украинские медиасервисы

Предпочтения украинских пользователи Букмейта были несколько иными.

"В десятку самых читаемых на Украине книг вошли сразу три хита издательства Popcorn Books – «Назови меня своим именем» и «Найди меня» Андре Ассимана и «Лисья нора» Норы Сакавич. Не вышли из топа и вечно популярные «Sapiens. Краткая история пофигизма» и «Тонкое искусство пофигизма». Также традиционно востребованы книги по разнообразному саморазвитию", – рассказал директор по маркетингу компании Докучаев.

Будут ли читать после карантина?

Иван Богдан предполагает, что до конца карантина спрос и продажи останутся активными. Несмотря на то, что дальнейшую динамику рынка прогнозировать сложно, в Yakaboo "смотрят в будущее с оптимизмом", надеясь, что "наконец-то многие люди поймут или вспомнят о пользе чтения, а за это время хорошая привычка как раз успеет сформироваться".

Сформироваться может и привычка покупать литературу через онлайн-магазины. Александр Красовицкий считает, что продажи онлайн после открытия книжных безусловно уменьшатся, предполагая, что в денежном выражении онлайн-сети могут потерять 5-10% продаж.

При этом гендиректор "Фолио" убежден, что число офлайн-книжных, закрывшихся за время карантина, за три-четыре года восстановится – главная причина этого в специфике приобретения литературы.

"Книжка является товаром, который чаще всего покупают эмоционально, проходя мимо. Если рынок будет формироваться исключительно через интернет, то доля этих эмоциональных покупок будет стремиться к нулю, соответственно, рынок сожмется", – объяснил Красовицкий.

Однако непосредственно после снятия ограничений магазины будут простаивать, что объясняет отсутствие мотивации у сетей бороться для себя за снятие ограничений в более ранние сроки. Прогнозированное число посетителей книжных традиционного формата, в условиях сохранения ограничений для общественного транспорта, не сможет отбить затраты бизнеса даже на зарплату персонала, не говоря уже о арендной плате, отмечает президент УАИК.

"Если в магазин в центре города в течение дня будут заходить несколько десятков посетителей, это уже может считаться успехом", – констатировал Александр Афонин.

 

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: книги досуг карантин литература аудиокнига отдых
Просмотров: 2086