По оценкам Ассоциации производителей и импортеров рекламных сувениров Украины (АПИРСУ), по итогам года объем рекламно-сувенирного рынка вплотную приблизится к $100 млн, что на более чем 30% выше показателей прошлого года и в два раза больше результатов 2010 г. Одной из причин роста продаж рекламно-сувенирной продукции можно назвать проведение в Украине чемпионата Европы по футболу.

Самые любимые подарки украинских офисных сотрудников

Тем не менее сколько денег принесли в общую копилку отрасли футбольные болельщики, эксперты точно сказать не могут. Цифры называются в широком диапазоне – от нескольких миллионов гривен до нескольких миллионов долларов. Однако, по признаниям представителей сувенирных компаний, футбольный форум не оправдал их ожиданий. Лицензии на производство товаров с логотипами Евро-2012 получили 33 компании, из которых 20 – из Польши. Единственному украинскому представителю - "СП Колумб" (владеют супруги Ирина и Михаил Стоплеры, а также Сергей Колодько – Ред.), лицензия обошлась в несколько десятков тысяч долларов. Но продажи брендированной продукции не оправдали их надежд. По оценкам участников рынка, более половины таких сувениров не нашли своих покупателей. Фирмам же, представляющим украинские национальные сувениры – глиняные горшки, тарелки, фигурки, расписные яйца, деревянные шкатулки и другие поделки, которые и по качеству были на голову выше лицензионной продукции, и превосходили ее по оригинальности решения (за счет национального колорита и ручной работы), было сложно добраться до футбольных фанатов. Они были представлены лишь в специальных тематических палатках FromUkrainewithLove в Киеве и Харькове, благодаря усилиям проекта "Зозулица", который стал эксклюзивным партнером "Козырной карты" (официальный партнер фанзон Евро-2012) по сувенирной продукции.

Более того, по инициативе лицензированных компаний перечень национальных сувениров был ограничен, поскольку посчитали, что они создают излишнюю конкуренцию вещам с логотипами. Речь идет о поделках, которые имели отношение к футболу: чашки в форме футбольных мячей, глиняные фигурки казаков в футбольной форме и тому подобные.

В результате национальные компании отхватили лишь малую часть сувенирного пирога. В других принимающих городах, прежде всего в Донецке, было еще хуже. Сувениры с национальным колоритом были представлены абсолютно без какого-либо порядка. В основном это была разношерстная продукция китайского производства (магнитики, фигурки, символизирующие украинские города, фольклорные персонажи из пластика и глины), разбавленная редкими пунктами по продаже изделий народных ремесел (поделки из глины, дерева, металла, льна, овчины – шкатулки, брелоки, тарелки, чашки, ложки, булавы, топорики, кожухи, вышитые сорочки). Для многих иностранных гостей они остались недосягаемыми.

После окончания Евро-2012 на складах сформировалось огромное количество сувениров, утративших свою актуальность."Даже после того как с момента завершения чемпионата продукцию с логотипами Евро-2012 стали продавать по бросовым ценам, запасы ее не уменьшаются", - рассказала "Свободной прессе" исполнительный директор АПИРСУ Наталия Волошина.

По существующим правилам, сувениры с официальным логотипом Евро-2012 должны продаваться до конца года. После этого они официально снимаются с продажи и приобрести их будет уже сложнее. В Европе есть специальные магазины, где можно приобрести раритетную продукцию, оставшуюся от мероприятий национального или мирового масштаба. В Украине пока такие масштабные события проводятся крайне редко и, соответственно, подобных магазинов нет. Поэтому один из возможных вариантов сбыта оставшейся продукции – это подарки и благотворительность. Проект FanZone, например, передал некоторые товарные остатки детской спортивной школе в Орджоникидзе (Днепропетровская область).

Разумеется, большинство компаний хочет продать товарные остатки. "Но для фирм, у которых есть продукция с официальной символикой, эффективнее было бы эту продукцию раздарить и вплести в свои маркетинговые акции и программы лояльности", - говорит Волошина. Компании, у которых осталась продукция с альтернативной символикой, имеющей косвенное отношение к чемпионату Европы, смогут продавать свои сувениры сколь угодно долго, если на них нет цифры 2012 (обычная футбольная и спортивная тематика актуальна и для локальных спортивных мероприятий). Но бизнес столкнулся с другой проблемой – большое количество товарных остатков не позволяет рассчитаться споставщиками.

По словам директора по маркетингу и совладелицы "СП Колумб" Ирины Столпер, компании удалось не только окупить затраты на производство сувенирной продукции под Евро-2012, но и немного заработать. Дело в том, что "Колумб" в основном изготавливал продукцию под заказ от официальных спонсоров чемпионата. Остатки товаров в компании появились в результате попытки реализовать продукцию через собственную розничную сеть.

Еще одной причиной, позволившей рынку рекламно-сувенирной продукции нарастить мускулы, стал туристический бум. По оценкам Государственного агентства по туризму и курортам, в этом году поток иностранных туристов в Украину увеличится на 40-50% - до 2 млн человек. Кроме того, на 10-20% ожидается рост внутреннего туризма – до более 0,5 млн человек (данные не учитывают туристов, которые путешествуют самостоятельно – без услуг туроператоров). По данным Всемирной туристической организации, в среднем иностранный турист тратит в Украине $200-300 в день, из которых$6-8 приходится на сувениры.

Также способствует росту рынка и активность компаний, использующих рекламно-сувенирную продукцию как инструмент привлечения клиентов и стимулирования продаж. Сегодня сувениры стоят на третьем месте по эффективности рекламы после ТВ и интернета, поэтому компании не скупятся на брендовые брелоки, ручки, футболки, чашки, блокноты. Тем более что в условиях кризиса многие компании пошли на пересмотр рекламных бюджетов в сторону их уменьшения, а замена дорогостоящей рекламы незатейливыми сувенирами представляет собой эффективную альтернативу.

Сегодня на рынке рекламно-сувенирной продукции работает около 5 тыс. компаний. Среди них крупных – 25, которые занимаются как производством сувениров в Украине, так и импортом товаров из-за рубежа. Большая часть сувенирной продукции завозится из Китая. Их доля в ассортименте компании зависит от ценового сегмента, в котором она работает. Допустим, в уличных точках, где продаются дешевые вещи, она может доходить и до 95%. В крупных компаниях доля китайских товаров не превышает 30%.

Лидером в производстве национальных сувениров является Западная Украина. Поделки мастеров Прикарпатья и Закарпатья из дерева, глины и сукна известны по всей стране. В производстве вышитых сорочек первенствуют Центральная и Северная Украина. В целом продукция украинского производства занимает долю рынка в 30%. 70% - импорт, сорочка-вышиванка китайского производства перестала быть редкостью в Украине. Но в основном из-за границы везут сырье. В большинстве случаев сувениры производятся в Украине (кроме металлической и пластиковой штамповки – здесь в большинстве случаев прерогатива за Поднебесной). Например, из Европы приходят партии футболок, чашек, а уже в Украине делается нанесение надписей и изображений (брендирование) под заказ. Среди рекламно-сувенирной продукции наибольшей популярностью пользуются текстиль – кепки, футболки, сумки. Также популярны мелкие сувениры – брелоки, ручки, магнитики. В качестве корпоративных подарков – ежедневники, чашки, галантерея (зонты, портмоне, обложки для документов), всевозможные деловые аксессуары, оригинальные и тематические, коллекционные сувениры, элементы корпоративного стиля (настольные наборы, галстуки, деловые сумки).

Ажиотаж на ювелирной выставке. Сколько стоит роскошь в кризис?

По оценкам экспертов, украинский рынок рекламно-сувенирной продукции все еще далек от насыщения. В той же Италии сувениры приносят бизнесу более $1 млрд, в Германии – около $3,5 млрд. У нас – в десятки раз меньше. К тому же украинские реалии позволяют сувенирным компаниям зарабатывать сверхприбыли. Поэтому иностранные компании с интересом присматриваются к Украине, но вкладывать деньги пока не спешат.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: экономика кризис социум сувениры апирсу
Источник: Свободная пресса Просмотров: 2883
Загрузка...
Загрузка...