В Украине владельцы электросамокатов, электроскутеров, сигвеев, моноколес и еще ряда видов легкого электротранспорта станут законными участниками дорожного движения – они смогут пользоваться велодорожками, а в случае их отсутствия перемещаться по краю проезжей части или обочине. Вместе с тем теперь за нарушение правил ПДД пользователей легкого электротранспорта будут привлекать к админответственности и штрафовать.

Устраняя часть проблем, уже принятый Верховной Радой в первом чтении законопроект №3023 вносит множество других. Согласно мнению как ряда независимых экспертов, так и членов профильных комитетов парламента, основные упущения документа связаны с объединением в понятие "легкий персональный электротранспорт" средств передвижения, которые существенно отличаются друг от друга по своим характеристикам.

В Киеве срочно разрабатывают свод правил для электросамокатов

Так, одинаковые права, обязанности и ответственность за их нарушения предусмотрены как для владельцев электросамокатов, которым, считают отдельные эксперты, нельзя давать права пользоваться автомобильными дорогами, так и для пользователей электроскутеров и электромотоциклов – последними, несмотря на отсутствие отличий в мощности от мопедов и байков с ДВС, в случае сохранения закона в действующем виде можно будет управлять без регистрации и водительского удостоверения.

За что будут штрафовать?

По задумке, внедрение новых норм поможет ликвидировать распространенные нарушения владельцев легкого электротранспорта, которые часто приводят к ДТП. В частности, теперь им нельзя будет ездить:

  • на технически неисправном электротранспорте;
  • в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • с телефоном в руке;
  • перевозя пассажиров, если этого не предусмотрено конструкцией ТС;
  • на электротранспорте, оборудованном недостаточным образом.

В вечерние промежутки времени и за пределами населенных пунктов пользователи электротранспорта должны выделять себя светоотражающими элементами, а на самом транспорте должен быть установлен фонарь или фара. Кроме этого, если конструкция транспортного средства позволяет, на нем должен быть также установлен звуковой сигнал.

С приставкой "электро". Как вырос спрос на самокаты и другой легкий транспорт в условиях карантина

Легкий персональный электротранспорт: от байка до скейта

Несмотря на значительный рост популярности современных видов легкого электротранспорта, до нынешнего дня его пользователи – вне зависимости от вида и мощности средства перемещения – оставались вне правового регулирования, так как не соответствовали ни одному из утвержденных участников дорожного движения: пешеходам, автомобилям, гужевому транспорту или велосипедам.

При этом украинское законодательство не рассматривало как полноценное транспортное средство не только набравшие популярность лишь недавно электросамокаты и моноколеса, но и электроскутеры. Из-за этого при ДТП виновных в нем пользователей такого транспорта нельзя было привлечь к ответственности.

"Дело в том, что у нас административный кодекс построен таким образом, что ответственность по разным видам нарушений ложится на того, кто управляет именно транспортным средством. Согласно ему, велосипед – транспортное средство, а электросамокат – нет", – объяснил необходимость принятия постановления автоюрист Владимир Караваев.

В Украине появились новые дорожные знаки

После внесения изменений права и обязанности владельцев средств микромобильности – вне зависимости от типа машины и ее мощности – фактически будут приравнены к соответствующим у велосипедистов: им будет разрешено пользоваться велодорожками, а в случае их отсутствия – выезжать на край проезжей части или обочину.

Однако ряд машин, подходящих под понятие "легкий персональный электротранспорт", слишком сильно отличаются от велосипедов для того, чтобы устанавливать для них схожие нормы поведения на дороге и равную ответственность за их нарушения.

Принятый в первом чтении законопроект определяет легкий персональный электротранспорт как "одно-, двух- или трехколесное механическое транспортное средство, приводимое в движение с помощью электродвигателя (электрические скутеры, cигвеи, гироборды, гироскутеры и т.д.), кроме инвалидных колясок и велосипедов, оборудованных электродвигателями".

Как заметили в своей оценке законопроекта специалисты Главного научно-экспертного управления ВР, данное определение устанавливает общие права и обязанности поведения на дороге как для владельцев электроскейтов, развивающих скорость до 15 км/ч и имеющих вес в 7 кг, так и у пользователей трехсоткилограммовых электроскутеров, способных разогнаться до 150 км/ч.

"Очевидно, что возможный вред здоровью, жизни, имуществу граждан в случае нарушения лицами, пользующимися, например, гиробордом или скутером, будет разной. Поэтому нельзя устанавливать одинаковую ответственность для пользователей различных видов легкого электротранспорта и, фактически, приравнивать их к велосипедистам или погонщикам животных", – уверены в ГНЭУ.

Автоюрист Вадим Володарский отмечает, что, несмотря на название "легкий персональный электротранспорт", его определение в принципе не устанавливает никаких ограничений ни по массе, ни по мощности машин.

Таким образом, равные с пользователями электросамокатов права могут получить и владельцы еще более мощных электромотоциклов, которые также подпадают под предложенное депутатами определение. В результате, обращает внимание Володарский, управлять данным видом ТС можно будет без водительского удостоверения категории "А" и обязательных для прочих мотоциклистов средств защиты, включая шлемы.

Крупный такси-сервис запустил в Киеве прокат электросамокатов

Где и кому можно ездить на электротранспорте

Сомнение экспертов вызывает и предусмотренное законопроектом разрешение на перемещение по краям дорог общего пользования для электросамокатов и моноколес.

"Если мы едем в сидячем положении, при опасности падения можно оттолкнутся ногой и его избежать. При перемещении стоя такой возможности не будет. Кроме того, на электросамокате невозможно также эффективно управлять транспортным средством с помощью его наклона, как это делает велосипедист или мотоциклист. В случае любого неосторожного движения ногами, попадания в яму – это может привести к падению", – считает Володарский.

Солидарен с мнением коллеги и автоюрист Владимир Караваев, который указывает, что выдавать разрешение на перемещения дорогами без оговорок относительно как их типа, так и вида ТС, нецелесообразно.

"В городах у нас есть магистральные и районные дороги и улицы – они отличаются шириной тротуаров, шириной дороги, интенсивностью и скоростью движения. На районных улицах скорость может составлять 40-50 км/ч, в то время как на магистральных дорогах она иногда достигает 100 км/ч, а на магистральных улицах – до 80 км/ч. Не думаю, что в двух последних случаях к участию в дорожном движении можно допускать персональный электротранспорт", - говорит Караваев.

Также в документе не прописано, что делать, если край дороги отведен под полосу для общественного транспорта, добавляет Володарский. В свою очередь от Национальной полиции и МВД было предложено прописать в законопроекте ограничения по скорости, с которой можно передвигаться по дорогам, тротуарам и велодорожкам.

За "скручивание" автопробега хотят наказывать на десятки тысяч

Кроме того, по мнению представителей правоохранительных органов и комитетов ВР, в документе нужно добавить положения о возрастных ограничениях на пользование электротранспортом. С этим согласен и глава общественного объединения "Урбан Крю" Влад Самойленко, который рассказал UBR.ua, что его организацией уже были переданы депутатам соответствующие базовые предложения. Они состоят в следующем:

  • детям до достижения 14 лет рекомендуется использование шлемов;
  • разрешить детям до 12 лет передвигаться по тротуарам на частном электротранспорте в сопровождении родственников или лиц, нанятых для ухода за ребенком;
  • с 12 лет – разрешить самостоятельно по тротуарам, с 14 лет – по дороге.

Штрафы или тесты на ПДД – что улучшит знание на дорогах

В ГНЭУ, указав на отсутствие в документе дифференцирования размеров штрафов для разных видов электротранспорта, также обратили внимание на недостаточность их нынешнего уровня и по отношению к велосипедистам – он составляет лишь 5 необлагаемых минимумов доходов граждан, что равно 85 гривнам.

Влад Самойленко также считает оправданным дифференцированный подход к штрафам, так как за превышение разрешенной скорости ответственность должна быть более жесткой, чем за отсутствие звонка, светоотражающего элемента или фары.

"Сейчас данный вид мобильности быстро развивается, и большинство стран и городов Европы создали рамочные правила – ввели новую категорию участников дорожного движения, привлекают к ответственности в основном пользователей прокатных велосипедов или самокатов. Поэтому следует ожидать, что в ближайшие годы лишь будут отрабатываться более детальные нормы и виды ответственности", – при этом заметил глава "Урбан Крю" Самойленко.

Во Франции ввели штрафы для владельцев электросамокатов

Согласен, что необходимо повысить уровень штрафов для соблюдения правил дорожного движения всеми его участниками и Вадим Володарский. Однако противоположное мнение выразил Владимир Караваев - по его словам, даже нынешние штрафы сегодня редко применяются на практике к пешеходам и велосипедистам.

По мнению Караваева, улучшить ситуацию на дорогах можно через введение – как для велосипедистов, так и для владельцев электротранспорта – обязательного тестирования на знание важных норм ПДД.

"Должна быть введена элементарная процедура проверки этих знаний – не такие тесты, как для водителей, но хотя бы 10 вопросов, на которые человек должен ответить и получить документ, подтверждающий, что он знает правила дорожного движения, и разрешающий ему перемещаться на велосипеде или легком электротранспорте по городу", – считает Караваев.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: транспорт законопроект электросамокат пдд нарушения штрафы электротранспорт
Просмотров: 2790