2021 год станет первым за время независимости Украины, когда государство профинансирует обновление пассажирских вагонов и модернизацию железнодорожной инфраструктуры. В проекте бюджета, разработанном Министерством финансов и поданном Кабмином в Верховную Раду 14 сентября, на пополнение критически изношенного подвижного состава и соединение фактически изолированных от украинской железнодорожной сети Житомира и Черкасс предлагается выделить 4,489 млрд грн.

Однако найденный авторами проекта источник финансирования не устроил Министерство внутренних дел: МВД "категорически против" закупки вагонов за счет спецфонда бюджета, частично формирующегося от штрафования нарушителей ПДД, обнаруженных системами автофиксации. Об этом 28 сентября во время пресс-брифинга заявил заместитель главы ведомства Антон Геращенко.

"Мы официально направляем свою группу на комитет по вопросам бюджета и финансов", – сообщил Геращенко о планах добиться отмены инициативы Минфина, добавив, что "Укрзализныця" должна закупать вагоны собственными средствами.

Глава Укрзализныци анонсировал повышение тарифов для олигархов

В Минфине же настаивают, что субсидирование пассажирских ж/д-перевозчиков государством является нормальной мировой практикой, так как самостоятельно операторы не могут обеспечить обновление подвижного состава из-за убыточности сегмента. Более того, в Минфине уверены, что финансирование ж/д-инфраструктуры из фонда безопасности дорожного движения должно еще более эффективно способствовать достижению главной цели, указанной в названии фонда, – то есть безопасности на автодорогах.

Новые 100 вагонов и Интерсити из Киева до Черкасс

Существующий сегодня подвижной состав не удовлетворяет пассажирского спроса. Как ранее объяснял экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава, в августе этого года занявший должность заместителя главы Минфина Сергея Марченко, для того, чтобы в Украине не возникало дефицита билетов на поезда необходимо по меньшей мере 5 тыс. пассажирских вагонов – сегодня же на путях работает лишь 2818 единиц.

Однако даже среди имеющихся вагонов более половины – 1700 единиц – подлежат выводу из эксплуатации уже в ближайшие годы, что грозит полным уничтожением пассажирского сегмента железнодорожных перевозок в Украине. Чтобы не допустить этого, власти хотят профинансировать программу модернизации инфраструктуры и закупки вагонов – это произойдет впервые в истории страны, хотя закон "О железнодорожном транспорте", принятый еще в 1996 году, 10 статьей прямо обязывает выделять средства на означенные цели в бюджете. 

На приобретение первых 100 новых вагонов правительство планирует выделить средства уже в 2021 году – из предусмотренных проектом бюджета почти 4,5 млрд грн на это потратят 3,3 млрд грн. 90 купленных вагонов пойдут на замену 6 составов поездов, работающих по маршрутам Мариуполь-Львов и Лисичанск-Ужгород. Еще два состава по 5 вагонов планируется закупить для дневных маршрутов по направлению Харьков-Львов, который, в частности, проходит через Черкассы – один из наиболее изолированных от железнодорожной сети украинских областных центров.

SkyUp грозит банкротство. Что будет с Join Up! и как отреагирует рынок

Помимо вышеназванного, Черкассы планируется связать еще и с Киевом поездом Интерсити – для этого необходимо вложиться уже в инфраструктуру, электрифицировав путь от областного центра до станции им. Т. Шевченко.

Суммарно затраты на модернизацию ж/д-путей составят 1,2 млрд грн – в эту цифру также включена электрификация участка Житомир-Новоград-Волынский, так как данный город, как и Черкассы, до сих пор оставался практически лишенным ж/д сообщения с другими областными центрами.

"По сути, это разблокирует железнодорожное сообщение для двух крупных областных центров – в каждом из них проживает по 300 тысяч жителей. С учетом людей, которые туда приезжают, суммарно можно говорить об улучшении транспортной доступности для миллиона граждан", – прокомментировал UBR.ua Александр Кава. Добавим, что запуск "электрички" планируется и между Киевом и его пригородом Васильковым.

Откуда деньги?

Замминистра финансов Александр Кава объяснил UBR.ua, что, согласно проекту бюджета, 100 новых пассажирских вагонов и реализация пассажирских ж/д проектов в 2021 году будет осуществляться за счет государственного бюджета, а именно – программы повышения транспортной безопасности.

В Бюджетном кодексе Украины на программы повышения безопасности предусмотрено 5% средств дорожного фонда (в 2020 году – 69,7 млрд грн). Он в свою очередь формируется от акциза на ввезенные и произведенные в Украине транспортные средства и топливо, ввозной пошлины за нефтепродукты, транспортные средства и шины к ним, плату транспортных средств за проезд по автодорогам и на основании еще ряда доходных статьей, в том числе, от админштрафов за нарушения ПДД – но кроме тех, которые были обнаружены с помощью систем автоматической видео- и фотофиксации.

Как рассказал Александр Кава, последняя статья доходов в будущем году будет распределена следующим образом:

  • 50% от общей суммы уплаченного штрафа пойдет в общий фонд бюджета;
  • 20% – в Нацполицию и МВД на развитие системы автофиксации правонарушений;
  • 30% – в дополнение к 5% из дорожного фонда – на пассажирские ж/д перевозки.

В МВД, которое несогласно с указанным выше распределением средств от штрафов, считая, что УЗ должна финансировать обновление подвижного состава самостоятельно, возлагают на развитие систем автофиксации большие надежды.

В Укравтодоре рассказали, во сколько обходится километр новой дороги

По данным, которые озвучивал директор департамента коммуникаций МВД Артем Шевченко 21 сентября в интервью каналу "Дом", после установления в 2020 году первых 50 точек видеонаблюдения, число дорожных происшествий на некоторых из отведенных для них участках снизилось втрое, а на части из них нарушения и вовсе прекратились. "За 5 лет в местах установления этих камер удастся избежать около полутысячи аварий", – приводит слова Шевченко телеканал.

По состоянию на конец сентября, штрафы, выписанные после автофиксации, принесли в бюджет 645 тыс. грн. В течение следующих двух лет МВД планирует установить на автострадах до 1000 камер для автофиксации нарушений, заявлял Антон Геращенко.

С тем, что фото- и видеофиксация нарушений улучшает безопасность на дорогах, несогласны некоторые из экспертов – как отметил в разговоре с UBR.ua автоюрист Вадим Володарский, одна лишь фиксация превышения скорости не остановит водителя, который через несколько сотен метров все так же может попасть в ДТП. Таким образом, даже уменьшение бюджета на развитие систем автофиксации не снизит безопасность на автотрассах. Однако, по мнению Володарского, это не является поводом отдавать данную доходную статью на улучшение ж/д-перевозок.

"Какова взаимосвязь нарушений на автодорогах и обновлением подвижного состава поездов? УЗ – государственное предприятие, которое должно закупать вагоны за счет своей коммерческой деятельности. Тратить на это бюджетные средства – несправедливо по отношению к тем, кто железной дорогой не пользуется", – согласился с позицией МВД Володарский.

Другой собеседник UBR.ua, представляющий крупный экспертно-аналитический центр и пожелавший не называть себя, также указал на отсутствие каких-либо экономических обоснований выделения средств из дорожного фонда на ж/д-транспорт. По его мнению, решение правительства является исключительно политическим – то же самое, отметил собеседник, происходит с перераспределением средств из "ковидного" фонда на строительство автодорог.

Почему развитие железной дороги хотят обеспечить автоштрафами – ответ Минфина

Объясняя необходимость государству инвестировать в пассажирские перевозки, в Минфине ранее ссылались на европейскую практику – к примеру, бюджетные средства на соответствующие расходы компенсируют Deutsche Bahn правительство ФРГ. Пассажирские перевозки являются убыточными во всех странах, а их кросс-субсидирование за счет грузового сегмента, пояснял в интервью "Каналу 24" министр финансов Сергей Марченко, не дает достаточных доходов для обновления подвижного состава.

Представители Минфина также указали UBR.ua, почему финансирование ж/д-перевозок за счет программ повышения безопасности на дорогах и автоштрафов является целесообразным решением.

По мнению замминистра Александра Кавы, появление транспортной альтернативы в виде ж/д сообщения для граждан, приводит к снижению интенсивности движения на автотрассах соответствующего маршрута, также повышает на них и безопасность. Кроме того, благодаря внедрению с января 2021 года обязательного аудита безопасности автомобильных дорог все проекты дорожного строительства уже будут включать необходимые меры по безопасности дорожного движения.

Глава Укравтодора объяснил высокую стоимость строительства дорог в Украине

Поездки по железной дороге в принципе гораздо безопасней, чем поездки автотранспортом, подчеркивает Кава, а перенаправление транспортных потоков с автодорог на железные к тому же является частью общеевропейского тренда. Данный вид транспорта не только сопряжен с меньшим риском для жизни и здоровья пассажира, но и является более рациональным с экологической и даже экономической точек зрения.

"В ЕС сейчас реализуется программа Shift2Rail, нацеленная на переключение пассажиропотока с автомобильного транспорта на железнодорожный, который гораздо эффективней по перевозкам как пассажиров, так и грузов. В Германии из Федерального бюджета до 2030 года предусмотрено выделить 62 млрд евро с целью увеличить пассажиропоток на железных дорогах вдвое", – рассказал Кава. 

Запланированные в проекте бюджета инфраструктурные проекты позволят уменьшить число поездок на автомобилях из Житомира и Черкасс, большинство жителей которых для перемещения по стране были вынуждены использовать автобусы и личные автомобили, и, соответственно, сократить количество дорожно-транспортных происшествий на данных маршрутах. В случае столицы развитие ж/д-транспорта в будущем году станет плюсом и для самих автомобилистов, так как сократит время, которое они проводят в пробках.

"Трасса М-05 Киев-Одесса, соединяющая столицу с Васильковом, в рабочие дни находится в заторах как на въезд, так и на выезд в Киев. Электрификация ж/д-маршрута из Василькова и запуск пригородного ж/д-сообщения позволит перенаправить на него около 5 тысяч пассажиров, ежедневно ездящих в Киев. Это не менее тысячи автомобилей и микроавтобусов", – делится расчетами замминистра Александр Кава.

 

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: мвд дороги строительство минфин водители железная дорога инфраструктура
Просмотров: 1578