Это верно – но лишь до определенной степени. Правительство поддерживает «Золотой щит» и содержит интернет-полицию, а также «умаодан», или «50-центовых коммунистов», которые за деньги влияют на ход дискуссий в интернете, размещая в социальных сетях записи, восхваляющие позицию государства по обсуждаемым вопросам. «50-центовыми» их называют за то, что они продают себя задешево, став китайским эквивалентом двухдолларовой проститутки. Согласно имеющимся оценкам, таких «умаодан» в стране от 250 до 300 тысяч, и они иногда сотрудничают с китайской интернет-полицией, численность которой составляет 30-50 тысяч человек.

Но кроме этих мер, государство загоняет в угол частные компании, заставляя их выполнять львиную долю работ по цензуре. Компании обязаны подписывать «Публичное обязательство о самодисциплине в китайской интернет-индустрии», дабы получить от китайского интернет-провайдера разрешение на доступ к контенту. Кроме того, согласно указанию государства, все работающие в Китае интернет-компании, как местные, так и иностранные, несут полную ответственность за то, что появляется у них на сайтах. Сюда входят комментарии в социальных сетях и даже в онлайновых чатах и в системах мгновенного обмена сообщениями. У компаний, которые не выполняют данные условия, могут отобрать лицензию на ведение коммерческой деятельности и закрыть их без долгих рассуждений.

В результате каждая крупная интернет-компания нанимает собственных цензоров. Генеральный директор Sina Weibo Чарльз Чао (Charles Chao) (на фото) неохотно признался журналу Forbes в марте 2011 года, что в компании работают как минимум 100 «контролеров», хотя эксперт по интернету и активистка Ребекка Маккиннон (Rebecca MacKinnon) считает, что реально эта цифра ближе к 1000.

Инструкции у этих цензоров весьма расплывчатые. Делается это специально, говорит студент выпускного курса Питтсбургского университета Джейсон Нге (Jason Q. Ng), изучающий китайский интернет и следящий за запрещенными терминами в своем блоге Blocked on Weibo. «Большую часть времени люди в этих компаниях пытаются понять, что на этой неделе опасно и под запретом, и стараются все делать правильно, потому что  иначе государство придет через неделю и скажет: «Почему вы это не сделали?» И они будут наказаны. Это создает особую культуру – нет, не страха; но компании понимают, что им надо все время быть начеку, опережая время и угадывая, где нанесет удар своей кувалдой государство в следующий раз», - отмечает он. Иными словами,  чтобы оставаться в пределах неотмеченных границ, излишне настороженные компании усиливают свою цензуру больше необходимого.

 Далее: Никому не позволено критиковать государство

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: китай интернет цензура
Просмотров: 0