Шато - принятое во Франции название большого загородного дома (например, бывшее дворянское поместье), часто с парком и винодельческим хозяйством. Несмотря на обилие китайских покупателей, стоимость покупки шато во Франции с 2008 года почти не изменилась.

Как пишет издание The Financial Times, - "Шато размером в 10 комнат, как и несколько коттеджей на окраине французского города Бордо, сегодня можно купить за 22 млн долларов. С этой недвижимостью вы получите 60 гектаров виноградников, с которых за год можно сделать до 400 тыс. бутылок вина".

По словам Майкла Байнса, руководителя местной французской компании Maxwell-Storrie-Baynes, которая является частью Christie’s International Real Estate, китайский покупательский бум на шато в Бордо начался тремя годами ранее, после удачной презентации в мире вин урожая 2009 года.

Эдвин Чонг, магнат, сделавший состояние на недвижимости из Гонконга, начал заниматься виноделием еще в 1984 году. Друзья из "высшего общества" постоянно вторили ему о Бордо и Бургундии, поэтому Чонг приобрел во Франции несколько виноделен. Со временем его внимание привлек новый бизнес. Через десять лет Эдвин Чонг стал первым китайцем, получившим членство в Commanderie of Bordeaux – французском закрытом обществе гурманов. В конце концов, в 2013 году он купил целое поместье (шато) в Бордо.

Чонг покупает винные поместья не ради получения прибыли. Если бы он к этому стремился, то продавал бы старое вино. Во время своего первого визита в Бордо в 1984 году он купил четыре бутылки Château Lafite Rothschild, по 230 долларов каждая. На пике популярности французского вина в Китае друзья предлагали ему 55 тыс. долларов за бутылку, но он отклонил предложение. Чонг выпил лиш одну бутылку, и теперь с нетерпением ждет подходящего случая, чтобы открыть остальные три. По словам Чонга, многие китайские покупатели плохо разбираются в винах, в связи с чем их последние покупки сопровождаются спекуляциями.

Это была далеко не первая покупка недвижимости в Бордо китайскими инвесторами. Однако не все клиенты риелтора Майкла Байнса хотели приобрести недвижимость с целью получения прибыли. "Мы начинали как гиды по винным фермам для нескольких китайских туристов", – признается Байнс. Но в 2016 году, говорит бизнесмен, китайцы купили 150 поместий в Бордо. При этом примерно 25–30 из них – это виноградники с роскошными дворянскими домами - шато.

Как гласит поговорка, вы можете сколотить на вине маленькое состояние, но оно позволит начать великое дело. С тех пор как китайский средний класс полюбил Бордо, эти слова кажутся не совсем актуальными. Один из клиентов Байнса возглавляет китайский конгломерат. Исследовательский отдел этой большой компании выяснил, что к 2025 году 300 миллионов китайцев будут готовы заплатить от 30 до 50 евро за бутылку вина из Бордо!

Учитывая эти цифры, видно хороший экономический эффект и привлекательность этого бизнеса. При этом себестоимость затрат одной бутылки вина составляет не более 2,5 евро: как правило, вино во Франции стоит около 1,5 евро; еще около одного евро стоят бутылка, этикетка и ящик. В поместьях, которые покупают китайские клиенты, за год можно производить от 100 тыс. до 400 тыс. бутылок вина.  "После уплаты налогов и транспортировки в Китай стоимость бутылки увеличивается до 7–10 евро", – говорит Байнс, - "Поэтому недвижимость окупит себя за два–три года".

С точки зрения бизнеса винный завод может сделать привлекательными даже наиболее неприглядные продукты - от дизельного топлива до дренажных труб. И все это благодаря классным фотографиям в кабинете начальника, брендам, использованным в маркетинговых кампаниях, и бесплатному вину для ключевых сотрудников.

Производители вина в Бордо зарабатывают на колебаниях валютного курса. Многие лучшие сорта вина региона оцениваются в британских фунтах. После референдума по Brexit 23 июня и дальнейшего снижения курса фунта стерлингов индекс Liv-ex Fine Wine 50, который отслеживает котировки лучших производителей вина в регионе, повысился на 9%. Торговцы вином заявляют, что продажи в июле были лучшими за последние пять лет.

Можно было бы ожидать, что китайский спрос приведет к повышению цен на недвижимость. Но стоимость элитных виноградников, которые продаются вместе с лучшими домами шато, едва ли увеличилась после финансового кризиса 2008 года.

По словам Байнса, винодельческий регион Бордо к 2009 году сократился с 126 тыс. гектаров до 105 тыс. гектаров. Многие даже не смогли найти покупателей на свои имения. Китайские инвесторы лишь сократили избыточное предложение, но цены остались на прежнем уровне.

 

Для регионов Бордо Супериор и Кот де Бордо, которые составляют 70% территории Бордо, стоимость поместий, по данным французского агентства недвижимости Safer, близка к уровню 2008 года.

Во многом данная тенденция вызвана проблемами, которые традиционные производители вина начали испытывать в 2000-х годах. Как раз в это время любители этого напитка принялись открывать новые винодельческие страны – ЮАР, Австралию, Аргентину, Чили. Не принимая во внимание элитный рынок "старых" вин, стоимость вина резко снизилась. Многие производители прекратили работу и вырубали свои виноградники.

Похожие проблемы наблюдались в Италии. Вдохновленные успехом элитных производителей вин, многие итальянские предприниматели в 2000-х годах брали большие кредиты на покупку поместий, говорит глава итальянской сети Knight Frank’s Билл Томпсон. Когда итальянские банки попросили вернуть долги в 2008-2009 годах, много недвижимости пришлось перепродать.

"В Италии по-прежнему остается много недостроенных и плохо работающих винных поместий", – говорит Томпсон. Охотники за удачными сделками могут купить дом на ферме Podere del Vino с тремя спальнями и 13 гектарами земли, расположенный возле Тоди в Умбрии. Поместье включает огромные виноградники и полностью функционирующий винный завод. Knight Frank продает этот дом за 999 995 евро.

Недавно падение обменного курса ранда относительно доллара помогло винному бизнесу в Южной Африке. По данным Knight Frank, в 2014 году средняя стоимость элитных виноградников в южноафриканских городах Стелленбош и Франчхук снизилась на 10%. Поэтому благодаря девальвации ранда стране удалось привлечь иностранных покупателей.

По словам представителя Sotheby’s International Realty в Кейптауне Джорджа Сильерса, лучшие поместья в винодельческих регионах Стелленбоше и Парле можно продать за 12 млн долларов. Половина клиентов компании – зарубежные инвесторы.

А тем временем в Бордо, сердце французского виноделия, китайских владельцев винных поместий совсем немного. Особенно на престижном "левом берегу" – зоне на юг и запад от реки Жиронды. Именно здесь находятся самые лучшие производители вина, включая Margaux, Saint-Julien и Saint-Estèphe. Поместья здесь маленькие, а продажи – редкие и очень дорогие.

Это связанно з законами, принятыми по винным хозяйствам еще императором Наполеоном ІІІ. Во времена Наполеона была разработана официальная классификация вин, согласно которой красные вина были разделены на пять классов (первый считается самым лучшим). Поместья, принадлежащие к третьему классу и выше, сегодня стоят от 100 млн евро. Поэтому отсутствие здесь китайских покупателей связано прежде всего с экономическими причинами. Средняя стоимость вин Бордо составляет 18 тыс. евро с гектара, а самые дорогие вина Бургундии приносят 20 млн евро с гектара. Но рынок элитных вин очень маленький в сравнении с обычными винами Бордо. "Инвестиции в элитные винные поместья с коммерческой стороны выглядят нецелесообразно", – считает Байнс. Для повышения статуса китайских покупателей достаточно названия "Бордо". Вряд ли им стоит платить больше за трофейный актив.

Сегодня компания Maxwell-Storrie-Baynes продает шато с десятью спальнями и 60 гектарами земли на окраине Бордо, которое позволяет за год выпустить 400 тыс. бутылок вина за 22 млн евро. В Провансе, в 30 минутах езды от станции высокоскоростных поездов в Экс-ан-Провансе, компания Wine Objectives за 4,2 млн евро продает Lourmarin – дом XVIII века с семью спальнями и 18 гектарами виноградников.

Возможно, есть и другие причины, из-за которых китайские инвесторы не могут купить престижные винные поместья в Бордо. Дело в том, что французские страховщики, банки и крупные промышленники часто покупают их еще до того, как поместья предложат иностранцам.

Также свою роль играет желание лучших виноделов сохранить свою аутентичность и обособленность. Дегустаторы, садовники и агрохимики – элитная команда винодельческой индустрии. Их высоко ценят, им много платят, а за их результатами внимательно следят. Продажа лучших поместий занимает примерно два года. Если информация о такой недвижимости просочится в СМИ, конкуренты сразу же попытаются перехватить ключевых сотрудников, после чего виноградник может стать обреченным. "Если вы потеряете тройку лучших специалистов – ваш бизнес мертв. Даже потеря одного сотрудника может пустить работу под откос", – говорит Байнс.

Но, несмотря на сложности, китайские инвесторы продолжают скупать недвижимость не только во Франции, но и по всему миру. В последнее время они активно осваивают африканський континент, пытаясь развивать сельское хозяйство в Зимбабве, Замбии и ЮАР. Многие эксперты не видят в такой экспансии ничего хорошого как в культурном плане, так и с точки зрения загрязнения почвы. Ведь китайцы пытаются получать по 4 урожая в странах, где и так можно в естественной среде вырастить не 1, а 2 урожая в год. 

Теги: китайцы виноградники бордо
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 1158