Развивать туризм в 2020 году станет проще на 240 млн. грн. Именно такая сумма утверждена правительством в бюджете следующего года на развитие туристического потенциала страны. Правда, как именно потратят миллионы налогоплательщиков пока известно лишь в общих чертах.

Среди приоритетных в ходе продолжающейся и сегодня дискуссии были определены следующие направления: развитие внутреннего туризма, промоция Украины заграницей, инфраструктура и образование в туристической сфере. Предметно же распределением средств между вышеназванными сферами займутся в реорганизуемом министерстве культуры, молодежи и спорта, которое заработает с начала 2020 года, а также в подконтрольном ему государственном агентстве по развитию туризма, которое еще предстоит создать с нуля.

Однако к массовому наплыву туристов из заграницы в Украине готовы лишь три региона, в то время как остальные нужно подтягивать к нужному уровню сервиса, считают в экспертной среде.

Много или мало?

Озвученные цифры вызвали оптимизм в отрасли на контрасте с минимальным финансированием прошлых лет. По словам Александра Лиева, главы Ассоциации индустрии гостеприимства Украины (АИГУ), специалисты которой принимали участие в разработке предложений по конкретизации направлений финансирования, в предыдущих бюджетах на туризм выделяли максимум 20 млн. грн.

Турпоток в Гонконг рухнул почти до 20-летнего минимума на фоне протестов

«Среди коллег в других странах 240 млн. грн. ошеломления не вызовут: к примеру, в гораздо меньшей Грузии на туризм тратят примерно сопоставимую сумму. Но там туристическое направление развивается давно. Украина, в отличии от Грузии, растет медленнее, поэтому нам нужен темп догоняющий, а не поддерживающий. Первое – всегда дороже», - рассказал UBR.ua Александр Лиев.


Вместе с тем, большими суммами украинскому правительству распорядиться будет сложно из-за отсутствия, с одной стороны, контролирующих распределение средств госорганов, а с другой -управленческого опыта в данной сфере. «Даже 240 млн. грн. эффективно освоить будет сложно. Следующий год будет непростым», - констатирует Лиев.


По этой причинена на первых порах Украине стоит ограничиться точечным рекламированием собственного бренда на нескольких рынках, считает эксперт.

«В АИГУ поддержали выделение средств на промоцию украинского туристического продукта заграницей для ограниченного количества стран – максимум 6.При этом обязательным условием для каждой рекламной компании должно стать предоставление возможности сразу воспользоваться украинским туристическим продуктом. Кроме того, для каждой страны должно предоставлять конкретное туристическое предложение: универсального туризма для всего мира не бывает», - подчеркнул Александр Лиев.

Что и кому можем предложить?

Уникальное предложение для каждого из потребителей туристического продукта является мировой практикой: так, если для славянских отдыхающих турецкие гостиницы предоставляют знаменитый набор «All inclusive, водка и котлеты», то для также массово выбирающихся на турецкие курорты румын Стамбул предложит подходящий уже данной группе туристов способ досуга.

«К примеру, для немецких пенсионеров, Украина может быть интересна своими оздоровительными санаториями. Но путешественник из Турции уже вряд ли поедет в нашу здравницу. Зато его может привлечь семейный туризм, в частности, интересным предложением может стать комплексное путешествие по Югу Украины, включая Запорожье, ведь в турецких школах много внимания уделено историческим взаимоотношением с Украиной», - считает глава АИГУ.

В то же время принять больше туристов украинские регионы пока не способны. Всего в стране, как рассказал Лиев, три крупных дестинации (места туристического посещения), готовых к этому: Киев и Киевщина, Львов, а также Одесса вместе с одесской областью. Правда, посещение Южной Пальмиры, по словам эксперта, все еще может стать для иностранцев испытанием.

Украина сравнялась со Шри-Ланкой по привлекательности среди туристов

«К требованием иностранного туриста можно подтянуть Харьков и Буковину. Считаю, что формирование общей дестинации для пары Запорожья и Днепропетровска, - два промышленных и исторически очень интересных города, - сделали бы из них хороший туристический продукт. Кроме того, стоит отметить наши оздоровительные курорты, такие как Моршин и Трускавец», - выделил в перспективе привлекательные для иностранного туриста регионы Александр Лиев.

«Украинские специалисты становятся аниматорами в турецких отелях»

Однако наиболее важным пунктом, по мнению Александра Лиева, на который стоило бы потратить увеличенные объемы бюджетных средств, является развитие профильного образования. По словам специалиста, неприоритетность туризма на протяжении всей современной истории Украины в итоге создала дефицит образовательных программ, а также привела к отсутствию понимания – как делать бизнес на украинском туризме.

«Прорекламировать себя мало: нужно иметь туроператоров, гидов-экскурсоводов, которые бы предоставляли свои услуги на языке гостей. Пока у нас, вместо того, чтобы готовить специалистов на собственный рынок, сегодня украинская образовательная система воспитывает аниматоров для турецких отелей. Министерство туризма Египта тратит больше денег на обучение украинских специалистов, которые в будущем будут развивать египетский туристический продукт, чем Украина. Поэтому у нас по городам полно рекламы туров в Турцию и Египет, но не в Житомир или Харьков», - пояснил причину проблемы Лиев.

Отсутствие образовательных программ создает, по мнению главы АИГУ, легкомысленное отношения к турбизнесу: в Украине есть множество бизнес-идей по созданию туристического продукта, однако единицы реально реализуемых. Нет понимания, как создать турпроект и на местах, «хотя в каждой областной администрации есть орган или отдел по развитию туризма».

«Для нескольких перевезенных из Крыма фестивалей – КаZантип, Koktebel jazz fest, - мы не могли найти места размещения, так как местные администрации не владели данными о своих туристических ресурсах: где есть доступ к воде, где проведены коммуникации, сколько населенный пункт может выдержать антропогенной нагрузки.», - озвучивает проблему специалист.

Подсчитать эффективность реформы будет сложно

Не менее важной проблемой также является устаревшая методология подсчета прибыльности туризма. По его словам в Украине сейчас нет даже приблизительно отражающей реальности статистики. Без нее, замечает Лиев, государство не может быть партнером для турбизнеса, предоставляя ему актуальную информацию о последних трендах.

«Система исследования туристического потока досталась нам еще со времен СССР: мы просто смотрим, кто заплатили налогов. В той же Турции идет подсчет той суммы, которую туристы потратили на продукты питания и развлечения. Вместе с тем, большинство отелей там освобождены от налогов: в ином случае там туристический бизнес был бы вообще неприбыльным», - отметил глава АИГУ.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: туризм прибыль бюджет туристический бизнес правительство реклама иностранцы приезжие достопримечательности
Просмотров: 863